Почему стартапам не нужно бояться ехать в США и как там нанимать людей

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 07.09.2022, 14:58
Данияр Ерден

Данияр Ерден. Скрин — MOST Подкаст

Казахстанец Данияр Ерден живет в Канаде уже более 11 лет и сейчас занимает должность Senior Account Executive в стартапе-единороге OysterHR. На подкасте MOST он поделился рекомендациями для стартаперов, которые собираются ехать и покорять рынок США.

Почему не нужно бояться ехать в Америку

Данияр Ерден считает, что казахстанским стартаперам не нужно бояться поездок в Штаты — если есть уверенность, что идея «выстрелит» в США, то следует брать свои или инвесторские деньги и ехать.

Мне кажется, у нас есть какой-то страх: а вдруг не получится? Вдруг обо мне там будут что-то плохое помнить? Но в мире 25 тысяч стартапов, из которых 17 тысяч — в Америке. То есть таких как вы — десятки тысяч. И если вы зафакапитесь, то о вас не будут помнить уже на следующий день. Даже в продажах, например, мне 99 человек в неделю говорят «нет», я звоню им еще через неделю, и 98 из них уже не помнят, кто я и почему им звонил.

Поэтому самый главный совет стартаперам от Данияра — преодолеть страх и просто брать и делать, тестировать гипотезы как можно быстрее.

Но при этом он говорит, что нужно четко понимать, зачем вы туда едете:

Не стоит просто так сжигать деньги инвесторов, нужно иметь конкретный план. Например, мы едем в США на три месяца тестировать гипотезу. Не закрепляться на рынке, а просто встречаться с компаниями, которым интересна эта тема. И через это лучше узнать ситуацию в бизнесах, чьи проблемы и боли мы собираемся решать. Может быть в США и нет таких болей и проект там просто не залетит? Чем раньше вы это поймете, тем меньше сожжете денег и раньше сможете изменить идею проекта.

Как нанять людей в США

В первую очередь — обратиться к своим инвесторам, потому что одна из ценностей инвесторов — это нетворк. Возможно, у них в портфолио есть стартап, который уже это делал в США.

В плане хантинга есть две стратегии:

  1. Инхаус-рекрутинг, когда в штате есть свой рекрутер, который  ищет подходящих людей.
  2. Использовать рекрутинговое агентство из США или Канады.

Кстати, в Канаде нанимать людей дешевле процентов на 40 — потому что канадский доллар слабее, зарплаты ниже, затраты на медицинское страхование меньше (в Канаде государственная система здравоохранения).

Поэтому рекомендую при выходе на рынок США смотреть на канадский пул талантов: культурно это почти одно и то же, канадцев в США любят, построение продаж из Канады в США — довольно распространенная практика.

Но Данияр Ерден предупреждает, что фаундерам стартапа нужно будет «продать» идею потенциальным сотрудникам, зачем им участвовать в проекте. В подтверждение приводит свой пример: перед трудоустройством в стартап он имел на руках два других предложения о работе, но OysterHR ему, как эмигранту, отозвался своей миссией — стартап действительно хочет помочь с трудоустройством талантливых людей по всему миру.

Местные фаундеры поделились наблюдениями, что в Казахстане классные технические команды — то есть продукты мы можем делать красивые, функциональные… Но казахстанским фаундерам стартапов не хватает именно soft skills — умений продавать себя инвесторам и потребителям. И, самое главное, нет умений продавать vision людям, которых нужно привлечь в свою команду.

«У меня есть классная идея и я хочу поднять денег» — таких людей здесь миллионы! Но если вы сможете понять свою миссию, хорошо ее запаковать, то у вас будет на один патрон больше, чем у других.