В апреле этого года российская группа red_mad_robot – одна из ведущих digital-компаний в СНГ, которая специализируется на создании и запуске цифровых сервисов – создала в Алматы совместно с партнерами, выходцами из казахстанского Альфа-Банка, компанию red_mad_robot сentral asia. В июне компания получила статус резидента Astana Hub. Сейчас реализует первые проекты с клиентами из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и параллельно формирует местную команду ИТ-специалистов. В интервью с соучредителем и СЕO red_mad_robot сentral asia Агиис Конкабаевой мы обсуждаем планы компании по созданию в Казахстане крупного центра цифровой экспертизы. Ситуацию на рынке кадров в ИТ. Задачи крупного бизнеса, которые будет решать red_mad_robot сentral asia. А также вопрос, зачем аутсорс-разработка компаниям, у которых уже есть большие ИТ-команды инхаус.
– Агиис, знаю, что у вас с коллегами в «Альфа-Банк Казахстан» была очень бодрая команда. Вы драйвили рынок в сегменте малого бизнеса, и были большие планы по развитию… Но случилось то, что случилось. После введенных санкций банк завершил самостоятельную работу на рынке Казахстана. Мне интересно, почему после Альфы вы решили продолжить карьеру именно в red_mad_robot, наверняка у вас было несколько опций?
– Честно: для меня не стоял вопрос, какую компанию выбирать после того, что случилось с Альфа-Банком. Расскажу, как это было. Я управляла разработкой в Альфе в Казахстане в блоке малого бизнеса последние три года. У меня было 15 agile-команд, больше 160 разработчиков. Это все инхаус-команды. В последнее время на один из наших проектов мы искали уже внешнего партнера. Нужна была внешняя экспертиза для разработки нефинансовых сервисов для бизнеса, как, например, онлайн-бухгалтерия.
Мы составили для себя шорт-лист лучших разработчиков в СНГ, изучили их, и в начале 2021 года вышли на компанию red_mad_robot.
– Можно я здесь уточню. Когда у крупной компании есть своя инхаус-разработка – немаленькая – зачем прибегать к внешним подрядчикам?
– Скажем прямо: большинство компаний в Казахстане, которые заявляют, что у них есть своя инхаус-разработка, не могут закрыть ей все потребности. Из-за кадрового голода, нехватки разработчиков на рынке. Кроме того, многие ИТ-специалисты мигрируют, переходят из одной компании в другую.
Когда есть ограниченный бюджет, сжатые сроки и нужна продуктовая экспертиза, в том числе международная, и ресурсы в сфере разработки, которых может не быть внутри компании.
На момент начала сотрудничества с red_mad_robot наших внутренних ресурсов разработки было уже недостаточно. Нужно было формировать под проект отдельную команду, нанимать ее с рынка. Сроки на поиск одного штатного разработчика – от 1 до 3 месяцев. Чтобы укомплектовать под проект штатную команду нам понадобилось бы около 5-6 месяцев. Плюс нужно было найти экспертов, которые бы смогли внести в разработку продуктовый подход: провести исследования, провалидировать гипотезы, сделать MVP, затем создать уже полноценный продукт и заниматься его развитием.
Нам в тот момент в Альфа-Банке нужна была быстрая победа, быстрый результат. Мы понимали, что для этого нужно привлечь классную аутсорс-команду с продуктовой экспертизой. Партнера, который сможет реализовать проект под ключ. И здесь нам сразу понравился подход red_mad_robot. То, как глубоко они еще на этапе пресейла – до того, как мы законтрактовались – погружаются в проект, сколько бенчмарков для нас нашли. На уровне руководства банка мы приняли решение сотрудничать с этой компанией. И за полгода смогли реализовать с ними первые нефинансовые сервисы. В конце февраля 2022 года произошел первый релиз онлайн-бухгалтерии. Не успели ее масштабировать на всю клиентскую базу банка, но хорошие результаты по ограниченной выборке клиентов получили уже за первые две недели.
За несколько месяцев работы с red_mad_robot мы оценили их подход в работе с нашими командами. Мы сами внутри Альфа-Банка и внутри нашего блока малого бизнеса строили проектный офис, который бы помогал онбордингу сотрудников, их адаптации, обучению и развитию. Но когда увидели, какая система работы с сотрудниками у red_mad_robot, как они взаимодействуют с нашими инхаус-разработчиками, аналитиками, продакт-менеджерами, как делятся экспертизой с нами – мы поняли, что это однозначно более высокий уровень.
И очень важно: мы увидели у подрядчика готовность полностью передать всю разработку продукта, весь код и лицензии инхаус-команде, а дальше или помогать нам в развитии продукта или заняться разработкой нового.
– В какой момент вы посмотрели на red_mad_robot не просто как на подрядчика?
– Уже в конце 2021 года мы думали с коллегами, что было бы классно завести на рынок Казахстана компанию с такой экспертизой и такими подходами, как они. Предложили главному акционеру red_mad_robot рассмотреть открытие в Казахстане. Головная московская компания решила заходить на наш рынок: совместно с партнерами создавать здесь локальную компанию и локальную команду, чтобы можно было общаться с клиентами и заниматься разработкой на месте.
– Знаю, что соучредителем rеd_mad_robot central asia стал Дамир Какиев, раньше возглавлявший развитие малого и микро-бизнеса «Альфа-Банк Казахстан». Предложение стать партнером и СEO новой компании он вам лично сделал?
– Да. В целом, мне кажется, у нас получилась классная коллаборация с командой red_mad_robot. Наша системность, с которой мы работали в Альфе, стратегическое видение наложились на их ИТ-экспертизу.
– И как вам первые месяцы в стартапе после работы в крупной компании?
– Разница чувствуется, прежде всего, в том, что раньше я была на стороне заказчика, а сейчас – на стороне подрядчика, поставщика ИТ-решений. Здесь уже мне приходится объяснять крупным компаниям важность продуктового подхода, упора на качество. То, что нам нужно, прежде всего, создавать классные продукты для конечных клиентов, пользователей, а уже потом смотреть на корпоративные KPI, оценивать с позиции совета директоров.
Что касается масштабов работы, то, с одной стороны, они пока меньше, а с другой – это компенсируется разнообразием отраслей, тематик, в которые нужно сейчас вникать. В Альфа-Банке был ограниченный пул проектов – финансовых и нефинансовых, а сейчас это не только банковская сфера, но также ритейл, телеком, FMCG, промышленность, блокчейн-проекты.
– Есть ли у вас уже проекты в работе и сколько их?
– Да, у нас уже есть первые клиенты – это банки. В работе 5 проектов с банками Казахстана, а также Узбекистана и Кыргызстана. Поскольку мы изначально ориентируемся не только на Казахстан, но на весь рынок Центральной Азии. Думаю, что в конце этого года – начале следующего у нас уже будут первые релизы, кейсы, которыми мы сможем поделиться публично. Также в работе один небанковский проект.
Поскольку основная экспертиза у нас в финтехе, было проще стартовать в банковском секторе. Но уверена, что уже в следующем году у нас будет расти портфель проектов и в других отраслях.
– Если изучить сайт вашей компании, то складывается впечатление, что вы готовы делать для бизнес-заказчиков практически все. Очень много разных направлений и решений. Но если все-таки сформулировать в нескольких предложениях: в чем ваша основная экспертиза? Какую боль корпоративных клиентов вы решаете?
– Многие ассоциируют нас с цифровыми разработчиком, который может реализовать разные технические задачи. В целом же мы всегда начинаем с бизнес-консалтинга. Помогаем заказчикам провести исследования, найти идеи, провалидировать их, а затем реализовать. А после самой реализации помогаем масштабировать полученное решение на рынок. То есть нам, прежде всего, интересен бизнес-результат, который получит заказчик. Не просто сделать и отдать. И мы в самом начале проекта комитимся, что готовы отвечать за бизнес-результат в том числе.
В случае, когда клиент приходит к нам с готовым концептом продукта и нужна только разработка, мы готовы почелленджить концепт, насколько он актуален для рынка, достигнет ли с ним клиент желаемых KPI.
– Кажется, это очень похоже на модель EPAM. Только EPAM больше ориентирован на американских, западных клиентов, а вы сфокусированы на рынке Центральной Азии.
– Да, EPAM, Accenture – это те известные глобальные компании, которые являются для нас бенчмарком. И работая на рынке Казахстана и Центральной Азии, мы тоже можем использовать международный опыт: в группе rеd_mad_robot есть офисы не только в России, но и в Америке, Турции, что позволяет нам консультировать наших клиентов на международном уровне.
– По какой модели у вас строятся коммерческие отношения с клиентами: это time&material, fixed price, dedicated team?
– Чаще всего это time&material, то есть оплата за отработанные часы команды. Потому что в процессе реализации проекта могут появляться новые вводные, и объем работы может как увеличиваться, так и сокращаться. Также в отдельных проектах используем модель success fee – вознаграждение за достигнутый результат.
– Насколько я понял из ваших предыдущих выступлений, задача rеd_mad_robot central asia – не просто быть офисом продаж головной компании, а растить собственную разработку и реализовывать проекты под ключ в Центральной Азии. Можно подробнее о планах по созданию здесь центра разработки?
– Я бы сказала: в наших планах не просто построить в Казахстане большой центр разработки, а стать одним из центров digital-экспертизы в группе компаний rеd_mad_robot.
Еще одно перспективное направление, которое можем развивать – Flutter, кросс-платформенная разработка, которая сейчас популярна в Казахстане, но еще не так популярна в России.
Поэтому будем нанимать здесь команду разработчиков. До конца следующего года ставим цель, что здесь локально в rеd_mad_robot central asia будет работать 150-200 ИТ-специалистов всех направлений цифрового производства.
– Хороших разработчиков на рынке Казахстана не хватает уже сегодня. Очевидно, с приходом сюда больших международных ИТ-компаний – а мы этот процесс наблюдаем уже сейчас – конкуренция на рынке и дефицит квалифицированных кадров могут только усилиться. Какой будет ваша стратегия в этой борьбе за ИТ-кадры?
– Недостаток ИТ-специалистов есть во всем мире. В Казахстане, даже несмотря на приток кадров в страну после февральских событий, потребности рынка на сегодня не покрываются. Как будем привлекать разработчиков? У rеd_mad_robot в России выстроена программа работы с вузами. Больше тысячи студентов, начиная с 3 курса, ежегодно проходят стажировку в компании. Мы здесь такую же работу выстраиваем с нашими казахстанскими вузами.
Соответственно, мы готовы взращивать их от джуниоров и оставлять в компании, если же по каким-то причинам мы не сможем их трудоустроить у себя, то будем выпускать на рынок.
– Какая будет зарплатная политика? Будете ли вы платить выше рынка, чтобы привлечь готовых ИТ-специалистов? И, кстати, сколько на сегодня, по вашим данным, стоят, например, Java-разработчики?
– Хороший Java-разработчик может стоить от 700 тыс. тенге до 1,5-1,7 млн тенге – это, наверное, верхняя планка рынка. Наша позиция – идти в рыночных вилках, не переплачивать и не перегревать рынок.
Понятно, что материальная составляющая важна, у сотрудника должны быть комфортные условия работы. Но мы все же делаем основную ставку на интересные проекты и профессиональное развитие, возможность повышения своего грейда, а не только на деньги. Жизненный цикл разработчика у rеd_mad_robot – 2,5-3 года, за счет выстроенной системы менторства и развития сотрудников в компании. В то время как в среднем по рынку Казахстана, как я говорила, этот срок гораздо короче – 1-1,5 года у джуниоров и мидлов.
Думаю, конкурентным преимуществом на кадровом рынке будет та открытая культура, которая есть у нас в компании, возможность сотрудников выразить свое мнение в любом проекте. Возможность выступать на различных митапах и конференциях, показывать свою экспертизу, участвовать в развитии ИТ-сообщества Казахстана и региона. Также внутри группы компаний создана вся инфраструктура, чтобы сотрудник мог получить ответ практически на любой профессиональный вопрос или поделиться экспертизой с коллегами.
– Если говорить в целом про стратегию бизнеса rеd_mad_robot central asia, какую основную цель вы ставите на ближайшие годы?
– У нас на сегодня сформирована стратегия до 2024 года. Мы хотим стать одной из лидирующих ИТ-компаний на рынке Центральной Азии. Цифровым партнером для крупных бизнесов из разных индустрий. Хотим сформировать именно отношение к нам как к партнеру, а не просто аутсорсеру.
Мы же считаем, что можно и нужно работать по-другому. Задача цифрового партнера, прежде всего, в том, чтобы помогать компании недостающей экспертизой на всех этапах работы. Совместно нести ответственность за достижение поставленных целей. И передавать все результаты проекта инхаус-команде заказчика.
– По каким направлениям, на ваш взгляд, работа rеd_mad_robot сentral asia может быть очень активной в ближайшие годы?
– Сейчас мы видим большой запрос на создание цифрового банка для малого бизнеса – в Казахстане и Узбекистане. После завершения работы Альфа-Банка на рынке Казахстана эта ниша пока не заполнена.
Также ожидается большое количество проектов по криптотематике. Это связано, конечно, и с инициативой Нацбанка «Цифровой тенге», и в целом со стремлением разных бизнесов работать с новым инструментом – криптовалютами.
Ну и, конечно же, большим остается запрос со стороны крупных компаний на проекты цифровой трансформации.
– Еще один вопрос в завершении нашей беседы. Мы много пишем про стартапы в Казахстане. Знаю, что у головной компаний rеd_mad_robot есть свой корпоративный акселератор. Планируется ли что-то подобное запустить в Казахстане?
– Да, мы хотим сделать здесь локальный акселератор для стартапов. Прежде всего, для тех проектов, которым мы можем помочь не только деньгами и нетворкингом, но и своей экспертизой, пониманием рынка. Думаю, в следующем году, когда уже сформируем команду rеd_mad_robot сentral asia, запустим и корпоративный акселератор.
Хотите рассказать свою историю создания технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!
А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀