Как мыслит венчурный инвестор и почему его жизнь – тяжелая работа

Бахт Ниязов, основатель Falconry Capital и сооснователь MOST Ventures, во время беседы в новом выпуске MOST Podcast приоткрыл любопытную сторону венчурного инвестирования — какими качествами должен обладать человек в этой индустрии и как он мыслит.

Деньги для «новых оболтусов»

Чтобы объяснить, как мыслят венчурные инвесторы, Бахт Ниязов вспомнил эксперимент: если всем, кто живет на 1 этаже, пообещать по 100 долларов, кто на втором — по 200, кто на третьем — по 300, но у соседей с первого этажа будет возможность отменить такое распределение денег — то в итоге никто ничего не получит:

90% людей откажутся от своих 100 долларов, но чтобы никто другой не получил больше и была справедливость. А венчурный инвестор заранее соглашается, что он находится на 1 этаже: отдает основателю проекта львиную долю, стартап становится «юникорном», а инвестор просто получает неплохие деньги. Большую часть из которых снова отдает таким же оболтусам.

По мнению Бахта Ниязова, венчурные инвесторы делают тяжелую работу, а не живут как в сказке:

Наша работа беспрерывна. Мы сразу соглашаемся на то, что отдаем другим больше, а себе оставляем меньше. Что основатели стартапов уходят на уровень выше, а мы берем новых и с ними заново проходим этот путь. Если ты так мыслишь, значит ты можешь быть венчурным инвестором.

Также венчурный инвестор постоянно находится в состоянии неопределенности, не знает, где и чем ему придется заниматься завтра. Но от этого, как признается Бахт Ниязов, чувствует себя «кайфово».

Куда инвестировать 1 млн долларов

Основатель Falconry Capital назвал возможные проекты, в которые он готов инвестировать хоть миллион долларов. Их всех объединяет желание быть причастным к чему-то глобальному и важному. Как пример — полеты человека на Марс.

Когда я вижу подобные проекты, то понимаю, что инвестируя в них не жалко потерять миллион долларов. И даже имеет смысл заработать миллионы на других проектах, чтобы поучаствовать в двух-трех таких, как полеты на Марс. Поэтому я с большой симпатией отношусь к тем инвесторам, кто зашел на ранних стадиях в SpaceX — когда будущее компании вообще не очевидно.

Еще один пример, который привел Бахт Ниязов — это стартапы, работающие над превентивной диагностикой онкологии.

Не обязательно всегда думать только о текущих финансовых интересах. Если ты реально нашел большой челлендж, проект, важный для всего мира, то монетизация будет в любом случае — рано или поздно. Но участие в подобном проекте вместе с такими же умными сумасшедшими другими инвесторами, готовыми пожертвовать миллионами ради глобальных целей, дает тебе внутреннюю наполненность и осмысленность.

Основатель Falconry Capital уверен, что венчурное мышление — это умение в своем воображении оторваться от реальности. И находить такие проблемы, за которые люди с сугубо рациональным типом мышления никогда не возьмутся.

Falconry CapitalБахт Ниязоввенчурные инвестицииМОST Venturesстартап