1 сентября завершится первый поток Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. На финишной прямой программы DigitalBusiness.kz поговорил с консультантом и ведущим акселератора Алишером Хасановым — серийным предпринимателем из Узбекистана с опытом запуска продуктов в Европе, России, ОАЭ и Австралии. Алишер рассказал, что может ускорить развитие экосистемы стартапов Казахстана, что должны поменять предприниматели в своем мышлении для выхода на глобальные рынки и почему случился скандал с командой Parkour на старте акселератора. Все подробности — в нашем интервью.
«Стартапы замкнуты в своем представлении бизнеса и придумывании решений. Эта замкнутость сильно их замедляет»
— Алишер, с какими ожиданиями вы приехали в Казахстан? Совпали ли они с реальностью?
— В моей методологии есть правило — сначала знакомиться с фаундерами и лишь затем изучать компанию. Поэтому до приезда сюда я не знал о стартапах ничего. Изначально ехал с ощущением, что придется работать с предпринимателями низкого уровня. Но сильно удивился, когда посмотрел вживую на стартапы, которые попали в Silkway Accelerator. Хорошие компании из Монголии, Таджикистана, Азербайджана и, конечно же, местные ребята. Все они довольно-таки опытные и активные.
Если смотреть на ситуацию в экосистеме Казахстана в целом, то здесь очень слабое конкурентное поле как в целом в предпринимательстве, так и в ИТ. Я сравниваю с тем, что было в России: там практически в каждой сфере и индустрии бизнеса есть несколько крупных игроков, которые постоянно находились в живом соперничестве. Это состояние создает для предпринимателей непростые условия, оно тренирует их в плане поиска нестандартных решений. Тут такого пока нет. И условный Жандос Турсумбаев из СТОgram не ставит перед собой задачу обойти соперника, потому что его попросту не существует.
Эта ситуация очень напоминает то, что происходило в Беларуси, Украине и отчасти в России несколькими годами ранее. Предприниматели этих стран находятся в небольшой аудиторной базе: население той же Беларуси меньше 10 миллионов человек. Там сложно сделать внутренний продукт, которым воспользуются десятки миллионов. Условный TUT.BY, который был лидером в белорусских медиа, обладал аудиторией, сопоставимой с населением нескольких российских городов. Поэтому белорусы и украинцы одними из первых ушли в аутсорс-разработку и отправились в Америку искать свой хлеб. Они поняли, что ресурсы в своих странах небольшие — и надо что-то делать. Вот это давление узкого внутреннего рынка создало огромный поток прекрасных и талантливых людей, которые построили большие компании за рубежом. Успешные кейсы стали большим сигналом для остальных: «Не нужно думать только про свою страну. Нужно открываться миру». Сейчас это понимание постепенно приходит и в Казахстан.
— Что вы имеете в виду под «мясом» в стартапах?
— На формирование любого предпринимателя влияет его семья, образование, окружение, доступ к деньгам, инвестициям, нетворк и множество других факторов. И я понимаю, что команды, которые здесь представлены, базово прошли через хорошую школу. Многие из них просто в поле научились правильно вести бизнес, продавая, покупая, выстраивая отношения с другими людьми. Смогли вести диалоги с разной аудиторией из клиентов и специалистов. Я называю это наполненностью человека с точки зрения опыта и идеологии.
Наполненность формирует базу, с которой можно и нужно работать. На этой базе можно построить глобальную историю, объяснив стартаперу, что аудитория из 19 миллионов человек в Казахстане — далеко не предел твоих возможностей. Но пока у предпринимателей не случилось осознания, что не стоит инвестировать все свое время в завоевание локальной аудитории.
«Казахстану не хватает людей, которые проходили путь построения больших компаний»
— Почему вы так настаиваете на выходе за пределы Казахстана? Здесь нельзя построить успешный бизнес?
— Давайте начистоту. В Казахстане очень низкая оценка компаний. Мультипликатор просто нищий. И если люди в век ИТ хотят заниматься большим бизнесом, нужно как можно раньше забывать про локальность и думать как человек планеты. Это должно происходить уже на стадии формирования идеи. Потому что когда предприниматель придумывает решения и создает процессы, он опирается на культуру потребления и запросы клиентов. Если изначально строить продукт, основываясь на локальных реалиях и запросах, ты уже на старте ограничиваешь свой бизнес принятыми решениями. Поэтому сегодня мой месседж всем предпринимателям Казахстана: «Скорее забывайте про локальность».
— Что мешает предпринимателям выйти за пределы Казахстана прямо сейчас?
— Пока здесь мало успешных кейсов. Драйвером любого предпринимателя являются сигналы, которые приходят из нашего окружения.
Есть позитивный момент. Я вижу, что стартапы из Монголии, Азербайджана, Таджикистана и Кыргызстана смогли оторвать свою пятую точку и прилететь в Казахстан, чтобы чему-то научиться. Они уже опережают коллег из своих стран и начинают мыслить глобально. И многие из них ехали в Казахстан с надеждой заполучить местный рынок. Что мешает стартапам из РК поступить так же и смотреть на ступеньку выше?
Вдумайтесь: Монголия — это всего 3 миллиона населения. Оттуда приехала великолепная команда стойких предпринимателей. Две недели назад они подошли ко мне с гипотезой, которая помогла бы увеличить продажи в Казахстане. Я посмотрел на прототип и спросил про сроки создания первой версии. Когда услышал про три недели, сказал, что это слишком много — непозволительно много. Фаундер не сломался, а привез в Нур-Султан двух разработчиков за свои деньги — и сделал версию за 2 дня! Я еще никогда не видел такого стремления к результату. И это монгольские ребята, у которых изначально было гораздо меньше перспектив, чем у стартапов из Казахстана.
— Знаю, что вы работали в России, Турции, ОАЭ, Австралии, Великобритании. Сравните стартапы там со стартапами в Казахстане. Чего здесь, на ваш взгляд, не хватает?
— Только специалистов. И вопрос даже не в разработчиках. Казахстану нужны люди, которые видели путь построения больших компаний и у них есть четкое понимание, как это должно происходить. Это понимание должно быть структурировано в методологию достижения целей.
Таких людей очень мало. Это трекеры, менторы, консультанты. Но это сторонние люди, которые не работают в компаниях, а смотрят на них со стороны.
«Если бы я пошел на компромисс с Parkour, то развалил бы дисциплину в акселераторе»
— Давайте перейдем к Silkway Accelerator. Программа стартовала со скандала из-за отстранения команды Parkour. Сейчас, когда эмоции вроде бы улеглись, можете прокомментировать, что произошло?
— Silkway Accelerator — это отличный результат работы команды Astana Hub. Они смогли привезти в Центральную Азию крутого партнера в виде Google и повысить спрос на образование среди стартапов. Это большой прогресс.
Меня позвали для того, чтобы сделать действительно крутой и полезный акселератор, во время которого команды достигают конкретных результатов. Дали карт-бланш в плане требований к участникам программы, чтобы наладить правильную атмосферу и дисциплину и менять конструкцию мышления. Естественно, на старте не обошлось без каких-то трений, потому что наладить взаимодействие с предпринимателями непросто.
Давайте объясню свою позицию по Parkour. Я человек, который много лет работает с компаниями и привык уважать достижения любого предпринимателя, потому что все они проходят через сложности и боли. Но если люди обращаются за помощью, то должны следовать моей методологии. Самый важный принцип, который я заявил, — работа только с первыми лицами компаний и только офлайн, вживую.
Этот момент стал причиной недопонимания с фаундером Parkour. Дело в том, что изначально команда Astana Hub также не знала моих требований к участникам программы и объявила о более демократичных принципах работы акселератора. Но я настоял, чтобы основатели всех 15 проектов регулярно присутствовали на обучении, потому что иначе я просто не смогу менять мышление фаундеров и внедрять изменения в компаниях.
Фаундер Parkour, который уже добился определенных результатов в Казахстане и за рубежом, принимает очень мудрое решение сесть в самолет и улететь завоевывать новый рынок, а в акселератор отправляет наемного сотрудника. Я уважаю это решение, но понимаю, что не проведу никакой работы с этим человеком. И принимаю волевое решение: в этом наборе программы мы расстаемся с Parkour, но не закрываем для компании двери в будущем наборе. А сейчас дадим возможность другому предпринимателю поприсутствовать в акселераторе и получить пользу.
Если бы я пошел на компромисс и разрешил хотя бы одной компании работать не по правилам, то развалил бы дисциплину в акселераторе. Каждый спросил бы меня: а почему ты нас заставляешь делать что-то, когда другим можно все? Поэтому мое решение — во благо остальным 14 компаниям.
— Программа идет уже несколько недель. Кто из участников Silkway Accelerator поразил вас больше всего?
— Каждую неделю я вижу результаты разных предпринимателей — и не хочу давать конкретных оценок до конца программы. Пока можете взглянуть на мою обратную связь для каждого предпринимателя по неделям. Подчеркну: это исключительно субъективная обратная связь, а не оценка по методологии. Потому что по методологии оценку выставляют несколько специалистов, а я пока работаю один.
В таблице применено цифровое и цветовое кодирование. Шкала отметок — от 1 до 5. Есть 3 цвета: зеленый, когда есть высокая вероятность достижения целей; желтый, когда есть средняя вероятность, и красный, когда вероятность низка. От недели к неделе цвета и оценки меняются в зависимости от той работы, которую проделывают предприниматели.
«Каждый предприниматель уже сейчас может строить транснациональные компании, не покидая Казахстан»
— Глобальная цель акселератора — качественно повлиять на стартап-индустрию Казахстана и Центральной Азии. Как думаете, насколько она достижима?
— Один или два акселератора ничего не изменят. Нужна системная работа, которая должна вестись годами. Если процесс пойдет как надо, то должно измениться качество запроса предпринимателя в отношении своей цели. Они перестанут искать проблемы и пути их решения только в Казахстане и перейдут на глобальный уровень. Каждый из них сам ответит на вопрос: «Что я могу дать миру»?
Когда это произойдет, люди осознают те возможности, которые подарила миру инфраструктура интернета. Условно сейчас каждый предприниматель в Казахстане может нанять сэйлз-менеджера в Нью-Йорке, команду разработки из Индии и, сидя дома, в Казахстане, строить транснациональные компании.
— Дайте напоследок совет предпринимателям: что конкретно нужно делать, чтобы расти?
— Первое — нужно как можно чаще задаваться вопросом, а не делаю ли я фигню. Спрашивай себя в любой удобный момент. Чем быстрее ты это выяснишь и поймешь, тем быстрее начнешь перестраиваться.
Второе — предприниматель всегда должен смотреть на несколько месяцев вперед и держать в уме, сколько времени осталось до кассового разрыва. Пока он не наступил, у тебя есть поле для маневра и возможность этот кассовый разрыв предотвратить.
Третье — нужно переходить на итерационную модель. Человек должен рефлексировать и еженедельно спрашивать себя, что он сделал за неделю и каких результатов добился. Короткие итерации дают больше рефлексии и помогают быстрее менять компанию. А чем быстрее вносятся изменения, тем лучше меняется траектория компании.
Хотите рассказать свою историю создания технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!
А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀