За какую зарплату работают продакт-менеджеры в Казахстане и чем многие недовольны

Свежие результаты исследования рынка продакт-менеджеров в Казахстане опубликованы на сайте Kolesa Group.

В анкетировании приняли участие 463 менеджера — их авторы исследования искали в социальных сетях и профессиональных чатах, также использовали внутреннюю базу Kolesa Group.

Исходя из ответов респондентов видно, что зарплата продакт-менеджеров в Казахстане значительно различается по гендерному признаку: у женщин среднемедианный заработок составляет 500 тысяч тенге, а у мужчин — 700 тысяч тенге. И даже у начинающих специалистов (с опытом работы до 3-х лет) уже есть различие по зарплате: 400 тысяч тенге у женщин и 520 тысяч у мужчин.

Вот как прокомментировали эксперты такое различие зарплат по гендеру:

Севиль Дарган, Head of Product Krisha.kz, Kolesa Group:

На мой взгляд, это связано с тем, что не во всех компаниях есть система грейдирования. А если нет четко обозначенных границ, где уровень зарплаты строго определяется навыками и вкладом в продукт, команду, бизнес, то могут влиять стереотипы общества и паттерны поведения людей.

Aйша Aкимжанова, руководитель отдела проектных менеджеров, EPAM Kazakhstan:

На мой взгляд, это ментальный фактор. Считается, что мужчина должен быть более успешным в карьере, в то время как женщина должна уделять больше времени семье. Это предубеждение сильно сидит у нас в головах. Считаю, что базироваться нужно исключительно на достижениях и опыте отдельно взятого сотрудника. Есть и фактор декретного отпуска, который отнимает у женщин некоторое время, опыт и навыки, и их необходимо потом восполнять. При этом мужчины могут быть более настойчивы в отстаивании своих финансовых интересов.

А вот так распределяется уровень заработной платы в зависимости от опыта работы:

*Максимальные выбросы не показаны на графике

Уровень зарплаты в зависимости от грейда:

Из таблицы видно, что уровень зарплат в 2022 году подрос по сравнению с 2021 годом. Этот тренд объясняет Салтанат Джанузакова, директор по развитию ИТ-продуктов Beeline Казахстан:

Это связано с перегревом на рынке труда продактов. В этом году не только традиционные продуктовые компании, банки и телеком-компании нанимают продакт-менеджеров, появился запрос и со стороны промышленников.

Рынок нагревает и миграция команд между крупными игроками ИT-рынка, например то, что мы наблюдаем последние месяцы в банковском секторе.

Также в этом году западные и международные компании начали проявлять явный интерес не только к нашим разработчикам, но и к продактам. Всё вместе повлияло на рост зарплат менеджеров.

Уровень зарплаты в зависимости от индустрии, в которой работает менеджер:

Любопытный факт по результатам исследования: 29% опрошенных менеджеров рассказали, что вообще никогда не получали бонусов.

Из результатов опроса следует, что довольно большая часть ИТ-менеджеров не очень довольна своей зарплатой. Вот как распределились ответы на вопрос «Считаете ли вы свою зарплату объективной по отношению к рынку?»:

Портрет менеджера, недовольного своей зарплатой, выглядит так: менеджер продуктовой компании с начальным уровнем менеджмента, опытом работы до 4 лет и заработной платой 500 тыс. тенге (медиана).

Также 65% участников опроса ответили положительно на вопрос «Готовы ли к смене места работы, если прямо сейчас получите более интересное или выгодное предложение?»:

Значение фактора заработной платы и социального пакета для продакт-менеджеров в 2022 году выросло еще больше:

Тот факт, что финансовая мотивация преобладает над  возможностью создания интересных продуктов, попробовал объяснить Абдугани Сафи, продакт-менеджер в 1Fit:

Это значит, что средний и медианный уровни дохода продакт-менеджеров не позволяют покрывать следующие человеческие потребности: занятия спортом, путешествия, улучшение жилищных условий. Денежный вопрос очень чувствительный, и в некоторых компаниях его обсуждение считается признаком дурного тона. Специалистам, которые думают, что им недоплачивают, советую получить офферы на устраивающую их сумму и продемонстрировать своему работодателю. Нелишним будет и устремить взор в сторону зарубежных работодателей. Хороший продакт-менеджер умеет считать деньги и свое влияние на продукт и бизнес. Если соотношение влияние – компенсация сильно перекошено в сторону, которая не устраивает специалиста, естественно, менеджер начнет искать варианты вовне.

Думаю, в 2022-2023 году миграция казахстанских продактов в заграничные продукты усилится. Но в этом нет ничего плохого. Обмен информацией и культурой — это всегда хорошо.

 

1FitAйша AкимжановаBeeline КазахстанEPAMHRKolesa GroupАбдугани СафиисследованиеИТопросСалтанат ДжанузаковаСевиль Дарган