Общаясь с казахстанскими стартапами, мы в редакции DigitalBusiness.kz часто видим, как фаундеры стоят перед дилеммой. Тестировать продукт и бизнес-модель сначала на родном рынке, а затем масштабироваться в США, в Юго-Восточной Азии, Западной Европе или же идти на большие рынки сразу? Многие предпочитают сначала построить успешный ИТ-бизнес в Казахстане, а уже затем попробовать выйти на глобальный рынок. Какой подход правильный – тема для дискуссии. Вот интересное мнение и личный опыт Дмитрия Грина, российского предпринимателя, основателя сервиса онлайн-трансляций COMDI. Cервис в свое время объединился с Webinar.ru в компанию Webinar Group.
На этой неделе стало известно, что Дмитрий и его партнеры сделали успешный экзит. Webinar был приобретен стратегическим инвестором – компанией МТС. Сумма сделки составила десятки миллионов долларов. Но Дмитрий считает, что посвятив проекту годы своей жизни, мог бы заработать на Webinar гораздо больше. Вот пост, который он опубликовал в своем аккаунте в Facebook – публикуем с небольшими сокращениями.
Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения
– Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец, купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?
Нет. Только не для меня.
Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.
Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.
Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22,5 млрд, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.
Примерно так же думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен.
Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки. Это была большая ошибка.
GoToMeeting предлагает отличное решение для малого и среднего бизнеса. Компанию купил стратег за $1.8 млрд в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6 млрд (по состоянию на конец июля 2022 рыночная капитализация RingCentral превышает $5,5 млрд – прим. DigitalBusiness.kz). Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.
…Задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке, – подытожил Дмитрий Грин.