Служба электротакси Blue Sky Taxi в Алматы не пытается конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами — с 9 машинами в парке сделать это невозможно. Но основатели проекта уверены: они не просто перевозят пассажиров из точки А в точку Б, а дают каждому возможность внести свой вклад в экологию большого города. За полтора года работы команда Blue Sky Taxi уже перевезла более 100 тысяч пассажиров и построила несколько зарядных станций для электромобилей. Журналист DigitalBusiness.kz покатался на электротакси и выяснил, как работает этот интересный проект.
…Во время спуска с Шымбулака в Алматы водитель такси включает режим рекуперации на электрическом Nissan Leaf. Машина медленно спускается по серпантину, а шофер рассказывает легенды о горных ручьях, которые рассекают высокие склоны Тянь-Шаня. Через полчаса мы спускаемся в город. Батарея такси тем временем подзарядилась почти на 20%.
Nissan не теряется в автомобильном потоке: если нужно — может обогнать, едет бодро и быстро реагирует на каждое нажатие на педаль. По дороге мы пересекаемся с еще одним такси с синей полосой на капоте: оно везет других туристов на вершину Шымбулака. Всего в Алматы — 9 таких электромобилей.
Мы приехали на парковку McDonald’s, где нас ждет один из создателей Blue Sky Taxi Ауэз Тулегенов. Водитель глушит мотор, который за всю поездку не издал ни одного звука:
Водитель проверяет машину и ставит ее на быструю зарядку мощностью 50 кВт. Говорит, достаточно 10-15 минут, чтобы зарядить батарею с 50 до 80%. А за полчаса станция способна дать автомобилю запас хода на 120 километров (полный запас — 150 км).
Однажды позвонил таксист и подсказал идею для бизнеса
Зачем Ауэзу, бывшему директору по торговле British American Tobacco в Казахстане, понадобилось развивать тему с электротакси и сетью зарядных станций? Он рассказывает, что все началось с мыслей об экологии:
Сначала основатели Blue Sky Taxi попробовали просто продавать электромобили. Для старта решили импортировать под заказ бюджетные Nissan Leaf. Но дело не пошло:
Последний пункт и отпугивал многих потенциальных клиентов, поэтому предприниматели изменили концепцию — занялись развитием сети зарядных станций. Первая зарядка появилась в 2019 году и была бесплатной для алматинцев. За следующий год ребята поставили еще несколько станций, а потом решили масштабировать проект и создать службу такси:
Осенью 2020 года Ауэз и его коллеги купили пять подержанных Nissan Leaf и начали возить пассажиров. Модель и марку выбирали после изучения опыта электротакси в других странах (Японии, США, Украине, странах ЕС): в хетчбеке четыре места для пассажиров, в багажник можно положить несколько больших чемоданов, а на крыше помещаются лыжи и сноуборды.
Не стали конкурировать с Яндексом, но за 1,5 года перевезли 100 тысяч человек
Чтобы не конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами, которые заняли почти весь рынок, ребята изменили позиционирование:
Сейчас основными направлениями электротакси являются трансферы из аэропорта в город и в курортные зоны Медеу –Шымбулак:
С 2020 года заказы принимаются круглосуточно по телефону через диспетчерскую службу и WhatsApp. А сейчас Blue Sky Taxi разрабатывает собственные платформы — причем как для такси, так и для зарядных станций:
Поездка Медеу-Шымбулак стоит 3 тысячи тенге, а из аэропорта в город — в среднем 3-4 тысячи тенге в зависимости от расстояния. Ауэз говорит, что вся выручка идет на покрытие операционных затрат и развитие сети быстрых зарядных станций. Последние же пока в основном помогают популяризировать электротранспорт и развивать для него инфраструктуру.
В штате компании сейчас больше 30 человек. Это водители, бухгалтеры и диспетчеры. Стартаперы вложили в проект больше 100 миллионов тенге — это их личные сбережения:
Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀