«Вложили 100 млн тенге личных сбережений»: узнали, как в Алматы развивается первая служба электротакси

Digital Business | «Вложили 100 млн тенге личных сбережений»: узнали, как в Алматы развивается первая служба электротакси О редакции Digital Business | «Вложили 100 млн тенге личных сбережений»: узнали, как в Алматы развивается первая служба электротакси Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 07.07.2022, 08:59
Blue Sky Taxi

Служба электротакси Blue Sky Taxi в Алматы не пытается конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами — с 9 машинами в парке сделать это невозможно. Но основатели проекта уверены: они не просто перевозят пассажиров из точки А в точку Б, а дают каждому возможность внести свой вклад в экологию большого города. За полтора года работы команда Blue Sky Taxi уже перевезла более 100 тысяч пассажиров и построила несколько зарядных станций для электромобилей. Журналист DigitalBusiness.kz покатался на электротакси и выяснил, как работает этот интересный проект.

Blue Sky Taxi

…Во время спуска с Шымбулака в Алматы водитель такси включает режим рекуперации на электрическом Nissan Leaf. Машина медленно спускается по серпантину, а шофер рассказывает легенды о горных ручьях, которые рассекают высокие склоны Тянь-Шаня. Через полчаса мы спускаемся в город. Батарея такси тем временем подзарядилась почти на 20%.

— Раньше я работал таксистом на бензиновой машине, — говорит шофер. — Ездил по горам и нажимал на газ, особо не задумываясь: топливо будет уходить при любом раскладе. Потом пересел на Leaf и понял, что машина может не только тратить, но и подзаряжаться на ходу — и тут все зависит от рациональности водителя.

Nissan не теряется в автомобильном потоке: если нужно — может обогнать, едет бодро и быстро реагирует на каждое нажатие на педаль. По дороге мы пересекаемся с еще одним такси с синей полосой на капоте: оно везет других туристов на вершину Шымбулака. Всего в Алматы — 9 таких электромобилей.

Blue Sky Taxi

Мы приехали на парковку McDonald’s, где нас ждет один из создателей Blue Sky Taxi Ауэз Тулегенов. Водитель глушит мотор, который за всю поездку не издал ни одного звука:

— Алматы и так достаточно шумный и загазованный. Поэтому наша служба электротакси — это попытка сделать город тише и чище, — говорит Ауэз.

Ауэз Тулегенов

Водитель проверяет машину и ставит ее на быструю зарядку мощностью 50 кВт. Говорит, достаточно 10-15 минут, чтобы зарядить батарею с 50 до 80%. А за полчаса станция способна дать автомобилю запас хода на 120 километров (полный запас — 150 км).

Blue Sky Taxi

Однажды позвонил таксист и подсказал идею для бизнеса

Зачем Ауэзу, бывшему директору по торговле British American Tobacco в Казахстане, понадобилось развивать тему с электротакси и сетью зарядных станций? Он рассказывает, что все началось с мыслей об экологии:

Ауэз Тулегенов

— Алматы стоит в горной чаше и не проветривается. Город до сих пор отапливается угольными ТЭЦ, хотя ее и планируют перевести на газ. Вопрос с транспортом тоже не решается: только в Алматы зарегистрировано около полумиллиона машин, и ежедневно из области заезжает еще 200 тысяч. Автомобили по большей части старые, им по 15-20 лет. Далеко не все они экостандарта Евро-5. Мы не хотели мириться с тем, что и без того плачевная экологическая ситуация ухудшается с каждым годом.

Сначала основатели Blue Sky Taxi попробовали просто продавать электромобили. Для старта решили импортировать под заказ бюджетные Nissan Leaf. Но дело не пошло:

— В 2018 году люди этого не поняли: зачем покупать авто с ограниченным запасом хода за 8 миллионов тенге, если за эти же деньги можно взять хорошую машину на бензине. Цена на топливо в Казахстане низкая — литр 92-го бензина стоит около 180 тенге. Электричество у нас тоже недорогое, но была еще одна проблема — в Алматы вообще не было инфраструктуры для «электричек». То есть, покупая такую машину, ты сразу должен продумать, где будешь ее заряжать.

Blue Sky Taxi

Последний пункт и отпугивал многих потенциальных клиентов, поэтому предприниматели изменили концепцию — занялись развитием сети зарядных станций. Первая зарядка появилась в 2019 году и была бесплатной для алматинцев. За следующий год ребята поставили еще несколько станций, а потом решили масштабировать проект и создать службу такси:

— Идею подсказал местный таксист, который нашел старое объявление о продаже электромобилей и позвонил нам. Его заинтересовало, что расход «электрички» на 1 километр пути стоил по тем расценкам около 2 тенге. Машину он так и не купил, а вот нам подал идею, что можно начинать электрификацию транспорта через такси — и в итоге реализовали такой проект.

Ауэз Тулегенов

Осенью 2020 года Ауэз и его коллеги купили пять подержанных Nissan Leaf и начали возить пассажиров. Модель и марку выбирали после изучения опыта электротакси в других странах (Японии, США, Украине, странах ЕС): в хетчбеке четыре места для пассажиров, в багажник можно положить несколько больших чемоданов, а на крыше помещаются лыжи и сноуборды.

Не стали конкурировать с Яндексом, но за 1,5 года перевезли 100 тысяч человек

Чтобы не конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами, которые заняли почти весь рынок, ребята изменили позиционирование:

— Blue Sky Taxi — это не про доставку человека из точки А в точку Б. Каждая поездка — это предотвращение выбросов CO2 и личный вклад алматинца или гостя в экологию города. И мы напоминаем об этом во время поездки, например показываем на экранах позади водителя, что каждый пройденный километр предотвращает выброс нескольких граммов углекислого газа. В сумме за полтора года работы эта цифра превысила тонну CO2, которая не попала в воздух Алматы.

Сейчас основными направлениями электротакси являются трансферы из аэропорта в город и в курортные зоны Медеу –Шымбулак:

— Мы стоим на парковке аэропорта и выступаем в качестве визитной карточки Алматы, показывая, что в городе заботятся об экологии и используют электротранспорт. Такая же логика и с курортами. И схема работает — за полтора года в этих локациях мы уже перевезли более 100 тысяч пассажиров, — рассказывает Ауэз Тулегенов.

Blue Sky Taxi

С 2020 года заказы принимаются круглосуточно по телефону через диспетчерскую службу и WhatsApp. А сейчас Blue Sky Taxi разрабатывает собственные платформы — причем как для такси, так и для зарядных станций:

— Принцип работы везде одинаковый — автоматизация приема заказов. А приложение для сети зарядных станций будет иметь свои фишки. Например, возможность забронировать зарядку под конкретное время, увидеть актуальный заряд и оплатить зарядную сессию.

Blue Sky Taxi

Поездка Медеу-Шымбулак стоит 3 тысячи тенге, а из аэропорта в город — в среднем 3-4 тысячи тенге в зависимости от расстояния. Ауэз говорит, что вся выручка идет на покрытие операционных затрат и развитие сети быстрых зарядных станций. Последние же пока в основном помогают популяризировать электротранспорт и развивать для него инфраструктуру.

В штате компании сейчас больше 30 человек. Это водители, бухгалтеры и диспетчеры. Стартаперы вложили в проект больше 100 миллионов тенге — это их личные сбережения:

— Мы хотим большего, чтобы наша работа серьезно влияла на предотвращение выбросов углекислого газа. Для этого нужно еще больше расширить автопарк и развить сеть быстрых зарядных станций.

Blue Sky Taxi

 

Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀

Комьюнити Digitalbusiness.kz