Вице-министр энергетики Кайырхан Туткышбаев в кулуарах подтвердил, что вопрос о прекращении действия моратория на рост цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо на данный момент не рассматривается. Проще говоря, ситуация пока развивается штатно, как и в день введения моратория, пишет digitalbusiness.kz
Журналисты поинтересовались, что произойдет с ценами после завершения срока действия моратория.
«Мы сейчас не регулируем цены на бензин АИ-95, какой-либо рост цен на ГСМ на сегодняшний день не обсуждается», – однозначно сказал Кайырхан Туткышбаев.
Напомним, что мораторий на повышение цен на АИ-92 и солярку был введен 16 октября 2025 года. Весной ожидается его отмена.
Что может произойти после отмены моратория
Экономисты предупреждают, что переход к рыночному ценообразованию неизбежно приведет к ориентации на соседние рынки. Однако во власти с таким сценарием не согласны и заявляют, что даже после отмены моратория резкого скачка цен допущено не будет. Digital Business выслушал две противоположные позиции.
Рынок подтянет цены к соседям
Известный экономист Алмас Чукин считает, что, несмотря на возможную постепенность процесса, в перспективе рост цен окажется ощутимым.
«Рыночная логика и примеры соседних стран подсказывают, что к этому нужно быть готовыми. Как расти будут цены, я не знаю наверняка, но если посмотреть на уровень относительно свободных цен у соседей, наверное, в эту сторону и будет двигаться», — отметил Чукин.
В качестве ориентиров он называет Кыргызстан и Узбекистан, где АИ-92 стоит около 385 и 489 тенге соответственно.
Отдельно экономист остановился на сравнении с Россией, где цены на топливо заметно ниже. По его словам, это связано со скрытым субсидированием.
«Там государство доплачивает бензинопроизводителям. Они несколько лет назад провели налоговый маневр, переключив на мировое ценообразование. Чтобы внутренний рынок субсидировать, они занимаются этим в скрытом виде», — пояснил Чукин.
По его оценке, если учитывать субсидии, реальная рыночная цена топлива в России была бы значительно выше.
«К цене, которая на АЗС в России, надо прибавлять субсидию, которую получают НПЗ. Получается, у нас должна цена должна быть выше, чем в России, если совсем рыночно считать. Наверное, цены Кыргызстана и Узбекистана — это больше на правду похоже. Бенчмарк похож на реальный уровень цен, который есть», — подчеркнул экономист.
Мнение депутата
С таким сценарием не согласен депутат Олжас Куспеков. По его словам, даже после снятия моратория у государства остается достаточно инструментов для сдерживания цен.
«Топливо в любом случае будет дорожать, но у государства есть ряд инструментов, за счет которых они могут долго сдерживать цены», — заявил Куспеков.
Одним из таких инструментов он назвал механизм поставок нефти на отечественные НПЗ.
«Недропользователей обяжут поставлять обязательный объем нефти для трех НПЗ по цене ниже биржевой или ниже рыночной. Это даст низкую себестоимость нефти, за счет чего можно производить недорогие нефтепродукты. Если сырье будет дешевое, то, соответственно, и продукция будет дешевле», — сказал Куспеков.
Второй механизм — прямое вмешательство государства в случае ускорения инфляции.
«Утверждать, что государство ничего не будет делать, неправильно. Если увидят, что инфляция пошла слишком вверх — государство будет вмешиваться. Тому подтверждение — ситуация в начале зимы, когда после критики президента правительство приняло ряд мер, и буквально в течение недели рост цен был остановлен. То же самое и по бензину», — акцентирует Куспеков.
По его словам, даже при рыночной модели государство сохраняет инструменты влияния — от налоговой политики до антимонопольного регулирования.
«У правительства есть достаточно функций, чтобы в любой момент остановить его удорожание, сделать определенные маневры, которые дадут возможность снизить стоимость. Речь о налоговом регулировании, ценовом регулировании. У нас есть агентство по защите конкуренции, которое даже в случае монопольного или картельного сговора может вмешаться. У государства, как говорится, всегда на два патрона больше», — подчеркнул депутат.