Депутат рассказал, почему на базарах уходят с мобильных переводов в кэш — дело не в налогах

Во время большого интервью с Digital Business депутат Олжас Куспеков раскрыл настоящую причину того, почему торговцы на рынках плотно подсели на мобильные переводы и вместо того, чтобы в 2026 году перейти на терминалы, предпочитают работать с наличными. Как оказалось, проблема системная — и гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Мы до сих пор ходим на стихийные рынки

Условия торговли на базарах Казахстана, по словам Куспекова, до сих пор остаются далекими от желанных стандартов.

«Стихийная торговля продолжает существовать. Многие рынки не соответствуют современным требованиям: работают в холодных помещениях или под открытым небом, нарушают санитарные нормы и требования безопасности продукции. В целом, рынки находятся между хорошим и удовлетворительным состоянием, и над ними еще нужно много работать. Государство должно было завершить модернизацию всех рынков и решить проблему со стихийной торговлей в этом году, но срок реализации перенесли на 2030 год», — говорит Куспеков.

Откуда товар?

Стихийная торговля, как отмечает Куспеков, порождает другую проблему:

«Прозрачность торговли и налоговой отчетности у нас тоже остаются низкими. Вы знаете, что до сих пор многие продавцы не используют кассовые аппараты — и причины у них на это есть. Проблема в том, что происхождение товара часто остается неясным. Например, это серый импорт, который не соответствует техническим требованиям и регламенту Казахстана. Так вот стихийные рынки являются очагами теневой экономики: через них реализуются серый импорт, контрабанда и даже похищенное имущество», — подводит к развязке Куспеков.

Настоящая причина «любви» к мобильным переводам

Вопреки ошибочным мнениям, как утверждает наш собеседник, продавцы избегают терминалов вовсе не из-за комиссий или налогов:

«Проблема, например, сельхозпродукции заключается в происхождении товара. Например, фермер выращивает арбуз на юге и отправляет его в город, не предоставляя документов на цену покупки и продажи, а значит, и на налоги. Когда такой товар попадает на рынок, к нему нет требований и документов, что создает тень в учете. А как такой товар продавать? Поэтому торговцы стараются сбывать товар за наличку или через мобильные переводы — и вот тут появляется тень. Поэтому контроль должен начинаться у источника, на этапе производства, а не только на рынке», — пояснил Куспеков.

Олжас Куспековконтрольоптовкабазарырынкимобильные переводы