Тимур Турлов не против покупки еще одного банка в Казахстане

Основатель Freedom Holding Corp. Тимур Турлов изучает возможность привлечения долгового финансирования в долларах и юанях, чтобы поддержать дальнейшее расширение бизнеса. Также он высказался о том, что рассматривает покупку банка в Казахстане с активами не меньше 2,5 трлн тенге. Об этом он рассказал в интервью Bloomberg, пишет Digital Business.

Деньги для роста экосистемы Freedom

Freedom Holding, акции которой торгуются на Nasdaq, за несколько лет превратилась из брокера в крупную финансово-технологическую экосистему. Компания включает банк, страховые бизнесы и сервисы за пределами классических финансов – от продажи билетов и онлайн-кинотеатра до доставки продуктов и мобильной связи.

Теперь Турлов обсуждает, кто именно должен выходить на рынок за деньгами – сам банк или холдинг.

По его словам, Freedom Bank теоретически может выпускать облигации, но стоимость заимствований остается высокой.

«Брать деньги под доходность 9% – абсолютно неинтересно. Это слишком дорого», – сказал Турлов.

Облигации в США – до $500 млн

Альтернативным вариантом Турлов называет выпуск облигаций самим холдингом для американских инвесторов. Объем размещения может составить от $300 млн до $500 млн.

«Нам придется выстраивать репутацию на этом рынке, и мы понимаем, что это игра в долгую», – отметил он, добавив, что компания готова платить премию.

Давление на акции и рост долговой нагрузки

Акции Freedom Holding, торгующиеся в США, с августа снизились примерно на 35%. На котировки повлияли ужесточение регулирования в Казахстане и повышение минимальных резервных требований.

S&P также указывает на рост так называемого двойного левереджа: за полгода он увеличился со 135% до 167%. Холдинг продолжал финансировать развитие телеком-бизнеса через выпуск облигаций, а банковский сегмент завершил финансовый год с убытком после переоценки гособлигаций.

Что дальше?

По словам Тимура Турлова, в Казахстане «теоретически» есть несколько банков, выставленных на продажу, и группа могла бы приобрести один из них по цене ниже балансовой стоимости, чтобы в дальнейшем объединить его с действующим бизнесом и получить доступ к клиентской базе — в первую очередь к корпоративным клиентам.

При этом потенциальный объект сделки не должен быть меньше Freedom Bank, активы которого составляют около 2,5 трлн тенге (примерно $5 млрд), а капитал — порядка $500 млн.

«Мы можем в ближайшее время объявить о покупке локального маркетплейса», — сообщил глава компании, отметив, что группа рассматривает различные варианты развития e-commerce, однако не стал называть конкретный актив.

Экспансия за рубеж и ставка на ИИ-инфраструктуру

Помимо Казахстана, Freedom рассматривает рост через партнерства и покупки за рубежом. Турлов говорит, что хотел бы вывести SuperApp на рынок США – либо через финтех-лицензию, либо в партнерстве с местным банком.

Компания также планирует продавать брокерские и банковские продукты в США и ОАЭ через локальных игроков. В Турции Freedom уже получила брокерскую лицензию и теперь ищет банк для покупки.

«Есть огромное количество банков, которые не соответствуют требованиям по капиталу», – отметил он.

Отдельное направление – инвестиции в телеком-инфраструктуру и дата-центры. Freedom намерена привлечь $200–300 млн на развитие этого направления и уже подписала соглашение о создании $2-миллиардного хаба на базе инфраструктуры Nvidia.

«На первом этапе мы можем потратить до $100 млн только на чипы», – сказал Турлов.

Юань как валюта заимствований

Холдинг также рассматривает выпуск Dim Sum bonds – облигаций в китайских юанях. Freedom уже провела роуд-шоу в Гонконге.

«Юань – самая привлекательная валюта для заимствований», – подчеркнул Турлов.

банкFreedomКазахстанСШАТимур Турлов