Digital Business продолжает рассказывать о молодых предпринимателях, которые несмотря на свой юный возраст уже добились успехов, в рамках проекта Gen Z. Мы уже поделились историей Марка Василевского из Алматы: парень в 19 лет создал дизайн-студию, генерирующую $1 млн выручки. Сегодня наш герой – Элдар Азаматов – уроженец небольшого города Ош, расположенного на юге Кыргызстана. Парень начал кодить еще в подростковом возрасте. С тех пор он создал десятки мобильных игр, одна из которых принесла ему в 17 лет более $30 тысяч.
Сегодня Элдару – 23 года и он работает техническим директором в компании Outtalent. Это карьерный акселератор со штаб-квартирой в Сан-Франциско, который помогает программистам подготовится к собеседованию в tech-гиганты, такие как Google, Apple, Amazon, Meta и другие. Специально для Digital Business Элдар рассказал, почему увлекся геймдевом, как, еще будучи школьником, начал зарабатывать на играх и почему продал свой самый успешный проект. Также парень поделился, как в столь юном возрасте стал CTO и сооснователем в международном EdTech-стартапе.
«Приходилось кодить на старом ноутбуке брата, который грелся как чайник»
– Я родился и вырос в Оше. Это второй по населению город Кыргызстана после Бишкека. Здесь живут в основном люди, которые мало интересуются современным технологиями. Поэтому родители насторожились, когда я «заболел» играми в 11 лет: мне настолько нравилось находится в виртуальном мире, что решил заняться геймдевом.
Хотя атмосфера в моем окружении вообще к этому не располагала. Уровень агрессии в обществе зашкаливал. Особенно по отношению к гикам, над которыми смеялись. Поэтому, когда спрашивают, как мне удалось сделать несколько успешных гейм-проектов, проживая в Оше, то отшучиваюсь, что Кыргызстан – идеальная страна для разработки хоррор-игр.
Геймером стал благодаря Minecraft и Roblox, в которые залипал после школы. А в ужастики меня привел фольклор Creepeepaste. Так в сети называют сборник страшных историй, которые раньше дети рассказывали у костра. Именно из Крипипасты впервые узнал о Слендермене и Джеке Потрошителе. Эти персонажи настолько впечатлили, что решил заняться выпуском игр в жанре хоррор.
Развивался в этом направлении самостоятельно: читал рекомендации опытных геймдизайнеров в интернете, изучал язык программирования С# по роликам в YouTube. Параллельно делал сайты, чтобы заработать на карманные расходы. И то, и другое давалось нелегко, потому что приходилось кодить на старом ноутбуке брата, который включался 30 минут и грелся как чайник.
«От наплыва пользователей постоянно «падали» сервера»
– Свои первые игры сделал в 11 лет на бесплатном движке GameMaker. Это давалось легко и весело. Сначала разработал зомбишутер, где нужно было уничтожать противников, чтобы пройти уровень. Потом выпустил платформер, выполненный в стиле Марио. К сожалению, их геймплей смог оценить только брат. Родители забрали ноутбук, чтобы ограничить доступ к играм, и отправили меня в аул. А когда вернулся и получил технику обратно, все файлы на нем были удалены.
Главным достижением юности считаю игру School Story, которую разработал в 17 лет. Это многопользовательский онлайн-хоррор на выживание, где игроки пытаются сбежать из школы, но им мешают монстры и головоломки. Игра сразу понравилась людям. Уже через месяц после публикации на платформе Roblox в нее сыграли суммарно более миллиона раз. Сценарий к этому хоррору, где после каждой смерти нужно начинать уровень заново, помог написать мой друг Артур Рустамов.
Именно сюжет сделал игру популярной, потому что графика была очень слабой. От наплыва пользователей постоянно «падали» сервера. На пике в игре одновременно находились 20 тысяч человек.
Когда об этом узнал, то решил, что разбогатею на играх. Сразу же побежал к родителям и в шутку заявил, что мы уже миллионеры и можем переезжать в Дубай. Они не поняли, о чем говорю, но стали серьезнее относиться к моему увлечению.
«С монетизацией помог 14-летний индонезиец»
– Выпустили игру сырой. Помню, как один из стримеров гонял в School Story и собрал все баги, которые только могли быть, но так и не дошел до финала. Подобные факапы всегда заставали врасплох. Не раз приходилось оставлять друзей и срочно бежать домой, чтобы переписать код.
В таком темпе жил 7 месяцев. Но в итоге упорный труд принес нужный результат: игру полюбили, в том числе летсплейщики, которые совокупно собрали на прохождении School Story более 100 миллионов просмотров в YouTube.
С монетизацией помог Андри – 14-летний парень из Индонезии. Причем он сам вышел на меня, так как влюбился в School Story. Сначала нашел и исправил ошибки, которые я не заметил, после чего предложил несколько вариантов заработка. В их числе – донаты для разработчиков, платное продолжение с уровня, где убили пользователя, и покупка предметов, облегчающих прохождение – фонарик и аптечку.
Параллельно занимался маркетингом: запускал продвижение в Roblox для школьников, отправлял письма стримерам по e-mail, собирал фокус-группы в Discord. С Андри до сих пор общаемся. Я ему очень благодарен за помощь, которую он, кстати, оказал бесплатно.
В общем выручка от монетизации School Story за все время составила $30 тысяч. В 2022-м году с предложением о покупке игры ко мне обратилась малазийская компания Gauthmath. Решил продать ее, несмотря на стабильный заработок в $1-2 тысячи ежемесячно. Сделку с малайцами провели быстро, но точную сумму разглашать не хочу. Cкажу лишь, что она была до $10 тысяч. Радует, что игра до сих пор живет и суммарно ее уже посетили более 21 миллиона раз.
«Написал код ко всем ключевым компонентам платформы»
– После продажи School Story выпустил еще с десяток игр, но ни одна так и не выстрелила. Получается, денег много не заработал. Вскоре перерос юношеское увлечение и пошел работать в найм. В 2023 году устроился fullstack-разработчиком в стартап Outtalent. Путь на эту позицию был необычным.
В соцсетях увидел объявление о вакансии, которое выложил основатель проекта Тилек Мамутов. Написал ему, прошел несколько тестовых заданий, но посчитал, что этого недостаточно для трудоустройства, и решил действовать на опережение. На тот момент у Outtalent была проблема с проведением оплаты менторам, о которой упомянул сам Тилек. Попросил у него доступ к платформе, за выходные выявил причину бага и устранил ее. В понедельник об этом сообщил Тилеку. Он был приятно удивлен и сразу сделал оффер.
Fullstack-разработчиком проработал 2 года. За это время полностью выстроили инфраструктуру Outtalent. При этом код ко всем ключевым системам платформы написал я. Благодаря этому оценка компании выросла до $60 млн. Тилек отметил мой вклад в развитие сервиса и предложил стать техническим директором. А также выделил долю, которая эквивалентна нескольким миллионам долларов. На тот момент мне было 22 года.
«Кто бы не допустил ошибку, спрашивать будут с меня»
– Коллеги положительно восприняли мое повышение. Сегодня в компании работает 10 человек, и я – самый молодой из них. В первые месяцы в роли СTO нужно было научиться направлять людей и обучать новеньких. Все остальное – автоматизация операционной деятельности, маркетинг, продажи – давалось легче. Ну, конечно, ответственности стало больше: кто бы не допустил ошибку в коде, спрашивать будут с меня.
Сейчас как CTO курирую техническую часть Outtalent, чтобы все этапы программы подготовки к собеседованию работали корректно. Даем возможность айтишникам пройти пробные беседы с более опытными разработчиками и друг другом. Также предоставляем доступ к сообществу и внутренним приложениям, которые дают большое преимущество при трудоустройстве.
Кроме того, подбираем топовые вакансии для соискателей. Но самая главная ценность сервиса – рекомендуем выпускников доверенным 160 рефералам в 70 крупных ИТ-компаниях. Это наши друзья, которые могут помочь пройти проверку резюме.
«Перед тем, как попасть в BigTech, сначала нужно стать топовым спецом на родине»
– Сегодня от меня зависят, в том числе, стратегические решения по работе с ключевыми клиентами и масштабирование бизнеса. Мы оценили рынок софт-инжениринга в развивающихся странах в $20 млрд. Пока занимаем мизерную часть от этого объема. Так что нам есть куда расти. В будущем планируем сотрудничать не только с айтишниками, но и со всеми, кто хочет работать в топовых компаниях.
Я верю, что наш стартап масштабируется в ближайшее время и мы сможем помочь еще большему количеству талантливых людей со всего мира устроиться на работу мечты.
Советую молодежи из Центральной Азии не бояться и следовать за своей мечтой. Для тех, кто решил идти по инженерному пути, рекомендую учить английский и постоянно развиваться в рамках своей узкой специализации. Важно сначала стать топовым спецом у себя на родине, тогда будет проще попасть в BigTech.
Ну а тем, кто решил делать стартап, даю два совета. Первый – занимайтесь нетворкингом, чтобы найти единомышленников и инвесторов. Второй – сфокусируйтесь на сервисе и всегда спрашивайте фидбэк от текущих или потенциальных клиентов. Именно от них зависит, насколько крутым станет ваш продукт.