В Алматы закрылось единственное котокафе. Узнали, почему

В Алматы завершило работу единственное в городе кафе, где лапки лечат души, – Solo Cat Cafe. Заведение открыли в 2019 году партнеры по бизнесу Жан Медео и Жулдыз Курманбекова, которые вложили в дело 3 млн тенге.

Бизнес пережил пандемию, смену формата и финансовой модели, но в январе 2026 года объявил о закрытии. Основатели проекта откровенно рассказали Digital Business, на каком этапе и что именно пошло не так, почему фелинотерапия (метод профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контакта с кошками, — примечание DB) так и осталась в планах и какова судьба 9 пушистых «работников» заведения.

«Это была попытка сделать мир чуть теплее»

По словам основателей, необычная концепция «выстрелила» не сразу – на то, чтобы найти подходящую финансовую модель, ушло время. Сработал формат антикафе с платой за вход в виде депозита на меню и напитки.

Однако от части проектов, в том числе фелинотерапии, пришлось отказаться. Социальному бизнесу, которые спасает, адаптирует и пристраивает животных, он оказался не по карману: для этого нужен штат специалистов и системная поддержка спонсоров, меценатов или государства.

«Это была попытка сделать мир чуть теплее», – написали основатели проекта в своем Instagram 7 января, когда объявили о закрытии проекта. Под постом – 375 комментариев: «Жаль, такие места были душой Алматы», «Была у вас 1 декабря, все время вспоминаю – классное место, животные все ухоженные, красивые», «Как печально – это был хороший дом для котиков, возможность жить в тепле и уюте, общаться с людьми».

«Свою роль сыграли несколько факторов – прежде всего, финансовая составляющая, – объясняет непростое решение Жан. – С нового года в 2 раза выросла арендная плата. Подорожали и ежедневные расходы: корма, ветеринарные услуги, содержание котиков. Все посчитали и поняли, что такая нагрузка будет неподъемной для проекта. И решили, что правильнее закрыться сейчас, чем копить долги и еще больше усугублять ситуацию. Вовремя поставить точку важно – это про честность и экономическую зрелость, а не про слабость».

Следующие несколько дней кафе принимало гостей: алматинцы и гости южной столицы приходили попрощаться со своими любимцами. В кафе «работали» 9 котиков: Винки, Принцесса, Алекс, Чарли, Эсми, Миса, Санни, Джонни и Лиза. Часть «персонала» набрали из приютов, кого-то принесли волонтеры или отдали горожане.

Для многих казахстанцев посещение котокафе было семейной традицией – гости приезжали со всей страны. «Бываем в Алматы раз в год и обязательно первым делом идем к вам. Уникальное место с удивительными людьми», – написала в Instagram пользователь @milana.trvc. В кафе приходили люди, которые боятся животных, и менялись на глазах. Ведь кошки чувствуют людей и принимают их такими, какие они есть. А еще мурлычат на определенной частоте, поэтому контакт с ними помогает расслабиться и поднимает настроение.

Дом для Принцессы

Самый частый вопрос под постом о закрытии: «А котиков куда»? По словам владельцев, это была задача №1. Однако ее решение оказалось на удивление простым: двоих котиков Жан и Жулдыз оставили себе, остальных разобрали постоянные гости.

«Особенно переживали за тех, кого взяли с улицы, потому что они долго присматриваются к людям, прежде чем довериться, – рассказывает Жан. – Но и тут, получается, зря волновались. Например, Чарли, который не ходил, когда попал к нам. После небольшой операции смог встать — пусть косолапя, но самостоятельно, и это было настоящим чудом. Второе чудо для него сотворил наш постоянный гость Даниил – дал настоящий дом и заботу. Теперь мы уверены на сто процентов, что все будет хорошо».

Интересная история приключилась с Принцессой – кошкой, которая тоже попала в кафе с улицы. Опасались, что ее никто не возьмет – дамочка с характером. К тому же у животного врожденный кальцивироз (вирусное заболевание, которое поражает ротовую полость и дыхательные пути). Ко всеобщему удивлению, Принцессу забрали второй – причем семья пришла именно за ней.

«Знаете, закрытие проекта стало временем приятных открытий и вдохновения, – говорит Жан. – То, что мы смогли оперативно пристроить всех котиков, говорит о том, что в контексте отношения к животным общество стало более зрелым. Люди хотели взять питомцев на adoption – усыновить, подарить им дом, а не купить в питомнике, и это замечательно! Планируем рассказывать в блоге о судьбах наших пушистиков, публиковать отчеты, делиться знаниями о воспитании кошек, поддерживать социальное предпринимательство. Думаю, на смену нашему проекту придут другие – в этом плане я вообще нисколько не пессимистичен».

«Не стесняться вести честный диалог с гостями»

Подводя итог, попросили основателей проекта порассуждать: будь у вас возможность вернуться на 6 лет назад, сделали бы что-то по-другому?

«Думаю, нужен диалог с местным сообществом – не стесняться рассказывать о трудностях, которые испытывают социальные проекты, – говорит Жан. – Потому что реальность такова, что системно их никто не поддерживает, и они существуют на тех же условиях, что и коммерческие. Условия по аренде, коммуналке и зарплате аналогичны, а затраты куда выше. Так, в августе прошлого года заболел один из котиков. Пару месяцев ему не могли поставить диагноз: УЗИ, капельницы, переливания, стационар обошлись в 600 тысяч тенге. Впервые рассказали об этом в соцсетях, и неравнодушные люди помогли закрыть часть суммы. Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что открытый диалог с аудиторией с самого начала, возможно, помог бы проекту».

Помимо развития культуры благотворительности – честной и открытой, основатели проекта затронули тему выгорания. Оно, пожалуй, знакомо каждому, кто имел дело с социальными инициативами. Раз за разом находить выходы из сложных ситуаций и делать все, чтобы удержать проект на плаву, требует, помимо финансовых, еще и больших эмоциональных вложений.

«Возможно, мы смогли бы найти для кафе другое помещение, но эмоциональных сил на переезд и возобновление работы на новом месте просто не осталось, – признается Жан. – Было очень трогательно, когда люди приходили попрощаться, мы получили сотни теплых откликов – это зарядило энергией и показало, что все было не зря.

Скорее всего, заведения с такой концепцией в Алматы скоро появятся. Тем, кто на это решится, посоветовал бы, прежде всего, быть реалистами. Ведь главное для социальных проектов – выдержать экономическую реальность. В идеале для такого бизнеса нужно собственное помещение. Энтузиазм и романтика, конечно, драйверы всего нового, но на них одних далеко не уедешь. Стоит все просчитать и заручиться поддержкой, а не бросаться в омут с головой».

закрытие бизнесакофейни Алматы