В редакцию Digital Business обратился читатель, который сообщил о новом виде телефонного и цифрового мошенничества. По его словам, жертвой схемы едва не стала его мама — пенсионерка. К счастью, деньги на счетах удалось сохранить: доступ к средствам был оперативно заморожен. Решающее значение сыграли быстрые действия и своевременная реакция — если бы ситуация развивалась иначе, последствия могли быть серьезными.
Мы опросили собеседники и узнали, на какие сигналы стоит обращать внимание, чтобы не попасться на их уловки.
Представляются сотрудниками поликлиники
По словам Дмитрия, собеседники втерлись в доверие мамы всего за минуту, используя доверие к медицинским учреждениям.
«Моей маме позвонили и представились сотрудниками поликлиники. Сказали, что можно сдать анализы — любые, какие удобно. Маме 73 года, и она согласилась. Ей объяснили, что для записи нужно только назвать код. Мама его продиктовала, а уже через минуту почувствовала, что что-то не так, и сразу сказала мне, что ей перезвонят.
Я схватил ее телефон — eGov у нее не был установлен. Пока мы его устанавливали, сразу начали звонить в 1414. В eGov оформили отказ на оформление кредитов, в Kaspi.kz заблокировали карты и приложение, в Halyk тоже все заблокировали. Среагировали очень быстро — примерно за 10–15 минут успели поставить все отказы и блокировки. В итоге деньги снять не успели», — делится читатель.
На этом история не закончилась
По словам Дмитрия, мошенники продолжили попытки обмана, используя ложные сообщения и звонки:
«Рассказываю это к тому, что схема похоже новая. Мама — пенсионерка и ей часто звонят такие личности. Имейте в виду, что теперь мошенники представляются сотрудниками поликлиники и предлагают сдать анализы. На этом, кстати, история не закончилась.
Позже с незнакомого номера пришло сообщение в WhatsApp — с иконкой eGov. Номер выглядел как обычный, что-то вроде +7 771-525… Написали, что это служба поддержки eGov и что якобы была попытка выгрузки персональных данных. После этого снова позвонили. Спросили: «Где Ольга Алексеевна?» Я ответил, что это я. Сказали, что голос не похож. Я ответил, что простужен. Мне начали говорить, что якобы пытались снять деньги и получить доступ к данным. Я предложил продолжить разговор на казахском языке. В ответ спросили, зачем, если я говорю по-русски. Я ответил, что не понимаю по-русски, после чего разговор закончился. После этого на номер мамы еще несколько раз пытались дозвониться», — заключил Дмитрий.