У Казахстана может появиться собственный автомобильный бренд. Анонсировали это событие в национальном управляющем холдинге «Байтерек». Там рассказали, что в настоящее время рассматривается вариант совместного локализованного производства с зарубежным партнером. Разрабатывать машину с нуля для этих целей не планируют — возьмут существующую платформу и произведут локализацию.
Пока стороны анализируют целесообразность проекта и считают деньги. Кроме того, в Perusahaan Otomobil Nasional Sdn. Bhd. выбирают генерального партнера в Казахстане. Что известно наверняка — Казахстан под своим брендом будет выпускать малазийские автомобили Proton (материнская компания Geely Automobile и DRB-Hicom).
За подробностями и экспертным мнением редакция Digital Business обратилась к Артуру Мискаряну, генеральному директору Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка.
Почему именно Proton?
Артур Мискарян считает, что ответом на этот вопрос является масштаб производителя и его модельный ряд.
«В контексте вероятного прихода малазийского бренда Proton на рынок Казахстана с дальнейшей локализацией, стоит учитывать несколько важных параметров игрока, который рассматривает Казахстан в качестве одного из рынков присутствия. Сам по себе рынок Малайзии — это продажи 700-800 тысяч единиц новых автомобилей в год, в Юго-Восточной Азии — это второй по величине рынок после Индонезии.
Модельный ряд автомобильного бренда Proton сформирован из компактных и среднеразмерных седанов и хэтчбеков — такой форм-фактор, в частности, высоко востребован в европейских странах и в странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, в линейке бренда представлены среднеразмерные кроссоверы, а спрос на автомобили такого класса растет на мировом рынке в целом и Казахстан — не исключение. В портфеле производителя есть как модели на традиционной тяге, так и NEV*», — акцентирует наш собеседник.
Справка*: NEV (New Energy Vehicle) — транспортное средство на альтернативных ископаемому топливу источниках энергии. Чаще всего речь идет об электричестве.
Proton умеет играть в конкуренцию
Автоэксперт не сказал этого буквально, но дал отчетливо понять — малайзийский бренд умеет заходить на новые рынки и расталкивать завсегдатаев плечами.
«На малазийском рынке устойчивы позиции китайских и японских автомобильных брендов, однако лидирующие позиции на нем удерживают локальные бренды, которые в разное время создавались в партнерстве местных компаний с китайскими и японскими автоконцернами.
Кстати Proton — один из таких примеров. На внутреннем рынке бренд стабильно занимает позицию среди ТОП-3 наиболее популярных, сбыт автомобилей этой марки в последние годы варьируется на уровне 140 — 160 тысяч единиц.
Теперь по конкуренции в Казахстане. Локализованный автомобиль (вне зависимости от бренда) всегда более привлекателен по цене в сравнении с импортным. И вы спрашивали об экспорте — при создании местного бренда в первую очередь учитывается характер спроса на внутреннем рынке», — подсвечивает Мискарян.
Кстати
Производство автомобилей под брендом Proton стартовало в 1985 году. Первой моделью компании стал Proton Saga, выпускавшийся по лицензии Mitsubishi Motors и основанный на Mitsubishi Lancer образца 1983 года. Производственная площадка была размещена в городе Шах-Алам, в штате Селангор. Уже к 1989 году совокупный выпуск Proton Saga достиг отметки в 100 тысяч автомобилей. На начальном этапе машины собирались из импортных комплектующих, однако со временем компания последовательно увеличивала долю локального производства.
Почему отказались от машины с нуля
По словам нашего собеседника, «изобретать велосипед» сейчас никто не хочет — формат кооперации с зарубежным технологическим партнером является стандартным решением для современного автопрома.
«Важно понимать, что формат кооперации, при которой локальный бренд создается совместными усилиями местного предприятия и зарубежного концерна, выступающего в роли технологического партнера — как раз и является нормой в мировом автопроме. Новые бренды не создаются «с нуля» нигде в мире на протяжении уже нескольких десятилетий, тем более, если речь идет о продукте начального и среднего ценового сегмента. Так устроена экономика мирового автопрома», — констатирует Артур Мискарян.
В какую ценовую категорию ударит первый казахстанский автобренд
Артур не стал называть точных цифр, но указал на категорию в которой будет играть первый казахстанский автомобиль — выводы легко сделать самостоятельно:
«Очевидно, что потенциальная линейка представленных моделей будет исходить из имеющегося модельного ряда марки Proton, но с учетом специфики местного рынка. У нас в такси используются как седаны и кроссоверы, так и другие типы автомобилей. А модельный ряд данного бренда в принципе — это компактные и среднеразмерные модели начального и среднего ценового сегмента», — подчеркнул собеседник.
Модельный ряд и цены в Малайзии
По состоянию на 30 января 2026 года 1 Малайзийский ринггит стоит около 128 тенге. И если просто перевести цены, которые начинаются ОТ, то мы получим следующие цифры:
Proton X70 — от 12 774 400 тенге
Proton X90 — от 15 846 400 тенге
Proton S70 — от 9 446 400 тенге
Proton Saga — от 4 990 720 тенге
Proton Persona — от 6 118 400 тенге
Proton Iriz — от 5 478 400 тенге
Про логотип, который Казахстан заменит
Изначально фирменной эмблемой Proton служили полумесяц и четырнадцатиконечная звезда. Лишь в конце 1990-х годов бренд провел ребрендинг, представив новый логотип — стилизованную голову тигра с названием Proton.
На какой стадии прогресс
Эксперт подтверждает, что проект пока находится в стадии проработки, однако казахстанский рынок уже давно знает, на какие кнопки нажимать, чтобы в глазах иностранных партнёров появилась искра.
«На сегодняшний день проект с участием Proton находится на проработке возможных форматов присутствия в Казахстане. Очевидно, что растущий казахстанский рынок, с расширяющимися возможностями по локализации в нескольких регионах, а также диверсификации сервисно-сбытовой сети, является привлекательным для зарубежных игроков. К тому же данный бренд имеет достаточные компетенции для развития в конкурентной среде», — заключил собеседник Digital Business.