В Казахстане продолжается адаптация бизнеса и финансового сектора к жизни с новым Налоговым кодексом. В начале 2026 года в стране усилился контроль за мобильными переводами, а президент подписал закон о банках, который затронул сразу несколько чувствительных для граждан вопросов.
На фоне этих изменений в обществе активно обсуждаются возможные последствия: закрываются ли ИП, действительно ли заработал контроль переводов — и как новые банковские нормы отразятся на повседневных финансах казахстанцев. Digital Business обсудил ситуацию с депутатом от партии Respublica Айтуаром Кошмамбетовым.
О реакции бизнеса на новый Налоговый кодекс
Депутат отмечает, что пока преждевременно делать выводы о влиянии нового НК на предпринимательскую активность. По его словам, бизнес сейчас находится в стадии адаптации, а текущая статистика не свидетельствует о каких-либо аномалиях.
«У бизнеса идет осознание. Я думаю, правильнее будет вернуться к этому вопросу через квартал, когда закончится срок перехода на новый налоговый режим — до первого марта. Также люди, наконец, получат полную информацию о том, что новый Налоговый кодекс вообще внедрен, потому что на самом деле в регионах этого понимания до конца еще нет. Следует также отметить, что конец года и начало года — это всегда сезон большой активности бизнеса, когда идут структурные изменения: закрываются компании и открываются новые. Это подтверждает и статистика. Порядка 35 тысяч компаний закрылись с начала года, и 15 тысяч открылись. То есть здесь нет какого-то из ряда выходящего показателя», — говорит Айтуар Кошмамбетов.
Контроль мобильных переводов
Комментируя усиление контроля за мобильными переводами, Кошмамбетов подчеркивает, что речь идет не о тотальной проверке граждан, а о выявлении системной предпринимательской деятельности, которая ранее могла оставаться в тени.
«Касательно контроля за переводами — я считаю, что здесь есть определенный баланс. Несмотря на то, что мера довольно новая и она усиливает контроль, она позволяет выявить тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность, при этом не показывая ее и не платя полностью налоги. В этом смысле миллион тенге последовательно за три месяца, то есть даже 1 миллион 300 тысяч тенге за три месяца стабильно, — это уже какая-то статистика, то есть это системность предпринимателя.
Так как норма только вступила в силу, наверное, тоже через один квартал мы сможем дать оценку. Вместе с тем наличные расчеты не исключены, и мы видим на рынках, что люди пытаются искать варианты — и это было ожидаемо. Я думаю, мы должны вернуться к этому вопросу ближе к апрелю», — говорит собеседник.
Проценты по дебетовым счетам
Отдельно депутат остановился на изменениях в законе о банках. По его словам, инициатива по начислению процентов на дебетовые счета — это компромиссное, но важное решение, которое могут доработать в будущем.
«Партия Respublica инициировала начисление процентов по дебетовым счетам — это была наша инициативная поправка. Мы понимаем, что у банков есть сверхдоходы именно по той норме, которая запрещала начислять проценты по дебетовым счетам. В данном случае это решение надо оценивать как шаг вперед: сейчас государство в лице Нацбанка и АРРФР дало возможность начать хотя бы с одного процента. Да, конечно, это маленькая ставка, но в дальнейшем, в процессе применения этой нормы, я думаю, мы сможем пересмотреть ее в лучшую сторону — как для бизнеса, так и для государства.
Понятно, что с этого процента также будут уплачиваться соответствующие налоги, и банки получат чистую прибыль. Поэтому это решение выгодно для всех сторон. Вместе с тем в этой норме заложена определенная справедливость в части снижения сверхприбыли банков», — акцентирует депутат.
Вице-президент Казахстана и Курултай вместо Парламента
Говоря о политических реформах, обсуждаемых на Курултае, депутат подчеркнул, что речь идет о системном усилении представительной власти и обновлении модели государственного управления.
«Решение на Курултае об изменении названия законодательного органа, объединении двух палат и создание нового Народного совета — это действительно важные решения. Теперь у нас получается представительная власть не только в лице парламента, который будет называться Курултай, но и Народный совет, который будет представлен как этнокультурными объединениями, так и региональными маслихатами и общественными деятелями — у них тоже будет законодательная инициатива.
Это позволит в большей степени представлять интересы крупных групп гражданского общества, общественных организаций и регионов. Что касается самого названия «Курултай» — мне лично оно нравится.
Хочу отдельно отметить новую позицию вице-президента (Казахстана — прим.ред). Это особая роль: такая должность есть не во всех странах, например, есть в Соединенных Штатах Америки. Вероятно, это будет позиция, связанная с международными отношениями и представительскими функциями. В последующем, когда мы увидим конкретные нормы в законах и изменения, можно будет дать оценку тому, насколько все эти нововведения правильно отразятся на системе управления. В настоящее время мы понимаем, что парламентская реформа давно назревала, как и реформа государственного управления. В дальнейшем, я думаю, последуют и другие изменения», — поделился своим мнением Айтуар Кошмамбетов.