С детства Камиля Мухаметкалиева из Алматы мечтала связать судьбу с музыкой – девушка профессионально занималась игрой на фортепиано. Однако крест на потенциальной карьере поставило заболевание – дисфункция евстахиевой трубы или эффект заложенного уха. Но увлеченность творчеством получила неожиданное продолжение. Не так давно девушка создала стартап NeuHarmony – платформа, где детям с расстройством аутистического спектра (РАС) помогают улучшать различные навыки для повседневной жизни благодаря музыке.
Специально для Digital Business Камиля рассказала, в чем особенность ее проекта и как с помощью музыки можно улучшить жизнь особенных детей. Также поговорили о том, как девушка уже в 12 лет занялась предпринимательством, когда запустила свой первый стартап и что ей помогает справляться с разными неудачами.
«Музыка дает возможность смотреть на мир по другому»
– Я родилась в Астане и с раннего детства была окружена музыкой. Начала играть на фортепиано в 5 лет, а в 9 уже сочиняла пьесы. Часто слышала, что у меня врожденный талант: родители это поняли, когда я в 4-м классе сыграла первую часть «Лунной сонаты» Бетховена. На слух, без нот! В повседневной жизни замечала, как поворотники у машин или, например, звуки от секундных долей светофора звучат будто неровно. Мама и папа тогда поняли, что у меня абсолютный слух и развитое чувство ритма.
С учетом любви к сцене, казалось, что моя жизнь будет связана исключительно с музыкой. Однако в подростковом возрасте у меня диагностировали дисфункцию евстахиевой трубы – эффект заложенного уха. Такое заболевание существенно влияет на слух и мешает игре. Из-за этого приходилось прилагать серьезные усилия, чтобы исполнять произведения. Но, как часто бывает, ограничение открыло новые горизонты. Поняла, что музыка – возможность смотреть на мир по-другому.
Параллельно с музыкой интересовалась предпринимательством. Уже в 12 лет вела небольшие онлайн-курсы по базовым навыкам дропшиппинга для подростков. Объясняла, как искать товары и вести элементарные мини-страницы для перепродаж. Информацию брала из разных источников (YouTube и TikTok), а также иногда консультировалась с стилистами и дизайнерами. Это был, можно сказать, эксперимент с обучением и первыми деньгами.
В 14 лет вместе с подругой запустили небольшой проект. Вязали свитера, шапки, разные аксессуары. Работала в смешанной технике – крючок, спицы, плюс использовала вязальную машинку для увеличения объема. Производила 7-10 изделий в месяц на продажу. Цены варьировались: от 5 000 до 20 000 тенге. К слову, одна из моих работ (топ) даже оказалась на обложке модного журнала ELLE Казахстан.
Тем не менее, чувствовала, что в традиционном бизнесе слишком мало места для инноваций. Хотелось чего-то большего: объединить креативность, социальную значимость и предпринимательство.
«Попали в замкнутый круг ликвидности»
– Позже, когда мне было 16, стала заниматься ИТ-проектами. Друг предложил стать кофаундером FoodTech-стартапа Baspaz. Этот сервис должен был соединить домашних поваров, готовящих полноценные рационы (завтраки, обеды и ужины), с клиентами. Два месяца разрабатывали приложение, однако столкнулись с рядом проблем, типичных для C2C-платформы.
Во-первых, между обычными людьми, как правило, нет доверия, и платформа не успевает его построить. Во-вторых, качество нередко хромает: невозможно заставить сотни независимых продавцов работать одинаково хорошо. В-третьих, модерация. Вместе с ростом количества пользователей увеличивается число споров и жалоб, которые просто не успеваем обрабатывать.
В результате получается замкнутый круг ликвидности: остается мало поваров, следом снижается количество покупателей, из-за чего новым продавцам не выгодно приходить. Маркетинг становится дорогим, LTV – низким, экономика рушится.
На первый взгляд, это можно назвать факапом. Но история с Baspaz научила нескольким важным вещам. Первая – нельзя недооценивать исследования рынка: нужно тщательно проверять гипотезы до масштабирования. Вторая – лучше попробовать и потерпеть неудачу, чем ничего не сделать. Этот опыт помог двигаться дальше и искать свое место в стартапах,
«Слушая мелодии и обучаясь игре на инструментах, у учеников улучшалась концентрация»
– Решиться на следующий шаг оказалось несложно. Правда, у меня случился некий кризис. Осознала, что цель – карьера пианиста – стала недостижимой из-за физиологических ограничений. Все, что казалось смыслом жизни, вдруг стало невозможным. Тогда начала искать новые формы самореализации и пути, где мои знания могут быть полезны.
Так оказалась в социальном центре Ayala в Алматы, куда пошла работать волонтером. Здесь на постоянной основе занимаются ребята с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. Речь идет прежде всего о занятиях по социализации.
Мне хотелось быть полезной, поэтому начала преподавать ребятам музыку. И довольно быстро заметила хорошие результаты. Слушая мелодии и обучаясь игре на инструментах, у учеников улучшалась концентрация, моторная координация, снижалась тревожность. Некоторые через пару занятий уже могли сыграть простые пьесы и выступить на небольшом концерте.
Успехи подтолкнули к более серьезному осмыслению роли музыки в реабилитации детей. Оказалась, что это – мощный инструмент развития когнитивных, эмоциональных и моторных навыков у детей с разными формами нейроразнообразия. Мне захотелось превратить все в методологию и продукт, который можно масштабировать и внедрять в социальные центры. Отсюда появилась идея NeuHarmony.
«Привлекла $1,5 тысячи инвестиций только под идею»
– У меня не было серьезного бэкграунда в сфере инклюзии, поэтому пришлось искать информацию и учиться. Большую роль сыграл исследователь в области коммуникативных расстройств Нариман Амантаев из McGill University (Канада), с которыми познакомилась в рамках конкурса Technovation Girls Kazakhstan. Он помог сформировать методологию, понять потребности особенных детей и их родителей, а также объяснил, как устроен мир инклюзивного образования.
Также благодаря Technovation Girls Kazakhstan удалось выйти на других экспертов: Камилу Роллан из University of Cambridge (Великобритания) и Баину Молокаеву из Columbia Teachers College (США). Вместе проводили исследования, тестировали подходы и получили фидбек от профессоров из ведущих американских университетов, включая учебные заведения Лиги плюща. В партнерстве с Баиной смогла написать научную работу на тему «Роль музыкальной терапии и фортепиано в развитии крупной и мелкой моторики рук у нейродиверегентных детей». К слову, ее опубликовали в Curieux Academic Journal.
Помимо этого нашла единомышленников: всего более 10 человек. А еще привлекла инвестиции под идею – около $1,5 тысяч. Созданием платформы занялась в марте этого года. Сейчас NeuHarmony сочетает в себе диагностику и музыкальную терапию.
Работа платформы опирается на несколько ключевых открытий.
- Нейропластичность: классическая музыка помогает формировать новые нейронные связи, особенно в зонах мозга, отвечающих за внимание и память.
- Аудиторно-моторная интеграция: игра на инструментах активирует слуховые и двигательные центры, развивая координацию.
- Регуляция дофамина: ритм и музыка помогают стабилизировать концентрацию и уровень импульсивности.
- Сенсорная интеграция: музыка работает как многоканальный стимул и помогает адаптировать восприятие у детей с сенсорной чувствительностью.
На практике все выглядит так. Ребенок проходит диагностику на сайте и получает индивидуальный 6-недельный план занятий музыкой. Позже передаем все это социальным центрам, которым предоставляем платформу в закрытом режиме по годовому пакету. Вместе с планом они еще получают дополнительные материалы по нашей собственной методологии.
«Мы объединяем нейронауку и музыку»
– Используем комплексный подход. Сперва сенсорная регуляция (нейрофизиологический процесс, с помощью которого центральная нервная система получает, обрабатывает и интегрирует информацию от различных органов чувств – прим. Digital Business), бинауральные ритмы (эффект слуховой иллюзии), дыхание под музыку.
Внимание и фокус тренируем через игры с различием звуков, ритмичные упражнения и пазлы. Работаем через короткие музыкальные фрагменты с измененными элементами. Ребенок показывает, слышит ли он разницу, жестом, карточкой или мимикой.
Дальше эмоциональное развитие. Используем музыкальные отрывки с разными эмоциональными состояниями: радостью, грустью, страхом, спокойствием. После каждого фрагмента обсуждаем с ребенком его чувство. Визуальные карточки и смайлики помогают выбрать нужное выражение.
Все практики адаптируются под возраст ребенка. Музыку используем разную: как классическую, так и нашу тюркскую. Плюс бинауральные биты – все комплексно.
Ключевое отличие NeuHarmony в том, что объединяем нейронауку и музыку, создавая персонализированные программы, основанные на научных данных. Музыка используется не просто как творческий инструмент, а как средство, подтвержденное когнитивной нейронаукой и исследованиями в области музыкальной терапии.
Безусловно, многие спросят о результатах. Но приведу пример. Один из воспитанников центра Ayala отличался сильной гиперактивностью. Он хотел сыграть композицию на фортепиано, но этот фактор ограничивал возможный прогресс. Результатов удалось добиться уже на четвертом занятии. А еще спустя несколько недель ребенок удачно выступил на концерте.
Есть несколько кейсов, когда дети начали более уверенно определять оттенки цветов. В целом, ученики реагируют на занятия очень положительно. Ребята получают медитативный эффект, расслабление, лучше контролируют эмоции. Отмечу и групповые занятия, они показывают хорошие результаты. Дети учатся работать в команде, взаимодействовать и выстраивать социальные связи.
«В наших планах – распространение методики по всей стране»
– Мы уже запустили пилотный проект в реабилитационном центре Мейирим – это один из крупнейших социальных центров Казахстана. Там тестируем нашу методологию и AI-инструменты для поддержки нейроразнообразных (имеют нестандартное развитие способностей) детей. Один из тулов – чат-бот, который дает специалистам инструкции и помогает избегать ошибок в проведении упражнений. Работаем над масштабированием решений и сбором данных для последующей сертификации и интеграции в образовательные учреждения.
В наших планах – распространение методики по всей стране. В первую очередь будем действовать через социальные центры – с их помощью будем масштабировать доступ к платформе и расширять ее внедрение. Также нацелены на поиск грантов.
В перспективе нацелены на выход в соседние страны – Узбекистан и Кыргызстан. Планируем комбинировать онлайн-продажи через локальные платформы, партнерства с местными дистрибьюторами и образовательные события – мастер-классы, демо-занятия, вебинары для родителей. Цель не только в распространении продукта как такового. Важно способствовать развитию инклюзивного образования, сделать его более прогрессивным и открытым.
Чтобы я посоветовала начинающим стартаперам? Во-первых, не бойтесь начинать. Перфекционизм и обширные знания не всегда означают результат. Лучшее, что можно сделать – просто начать.
Во-вторых, изучайте ИТ-экосистему. Используйте социальные сети, открытые ресурсы, общайтесь с людьми, которые уже прошли этот путь. Сегодня доступ к информации колоссальный, и это может серьезно помочь.
А еще принимайте ошибки как естественную часть процесса. Даже если провалитесь на первых шагах – это нормально. Возможности для привлечения инвестиций появляются именно там, где проекты не только про бизнес, но и про социальный эффект.