Британская компания BAE Systems решила продать часть своей доли в казахстанской авиакомпании Air Astana, сообщили в пресс-службе перевозчика, пишет Digital Business.
О чем речь
О глобальных депозитарных расписках, эквивалентных примерно 8% обыкновенных акций. После продажи доля BAE Systems в Air Astana сократится почти вдвое — с 16,95% до около 9%, однако компания сохранит статус второго крупнейшего акционера и место в совете директоров.
Начало
Air Astana напомнила, что британская корпорация участвовала в создании авиакомпании в 2001 году, инвестировав менее 10 млн долларов. На тот момент BAE Systems также участвовала в тендерах на поставку радиолокационных систем для Казахстана.
«Мы признаем, что группа больше не является основным активом в контексте более широкой деятельности BAE Systems, и приветствуем появление новых акционеров на этом важном этапе ее развития. Мы также отмечаем увеличение свободного обращения акций в результате продажи», — отметили в пресс-службе.
Компания продолжает развивать флот
Недавно объявлены два крупнейших заказа на новые самолеты в истории группы, что отражает уверенность в долгосрочном росте рынка. Кроме того, в октябре стало известно, что генеральный директор Air Astana Питер Фостер (Великобритания) покинет пост в марте 2026 года, но останется советником компании. Новым руководителем станет Ибрахим Жанлыел (Турция), который работает в авиакомпании с 2003 года и с 2017 года отвечает за финансовое направление.
Роль BAE Systems в появлении Air Astana
Digital Business поговорил на эту тему с известным экономистом Алмасом Чукиным. Также мы обсудили уход с поста Питера Фостара. Чукин вспоминает, что Air Astana была создана в далеком 2001 году — 29 августа:
«Во-первых, конечно, мне очень жаль, что он уходит. Я Фостера хорошо знаю лично — выдающийся человек, в общем-то, действительно, с нуля создавший нашего перевозчика. Но тут до Фостера есть одна маленькая интересная деталь — как вообще он попал сюда, в Казахстан. Air Astana создавалась в 2001 году, а до нее был «Эйр Казахстан», еще какие-то компании — не важно. Госкомпании было 2-3, не считая «Аэрофлота», который еще остался от Советского Союза. И они все, в общем, были феноменально неудачными — обанкротились. Это одна часть истории.
Другая часть истории, что за пару лет до того, как эта «Эйр Астана» появилась, Казахстан вдруг ни с того ни с сего объявил международный тендер на закупку систем ПВО. Не знаю, кому такая блестящая идея пришла, но что-то народ оживился, и BAE Systems (Великобритания), которая, в общем-то, оборонная компания, они пришли, сказали: «Мы тоже хотим участвовать, тоже хотим радары поставлять». Дошли они в итоге до президента. А он им ответил, что-то вроде «слушайте, вот у меня тут проблема с национальной авиакомпанией. Вы нам помогите с авиакомпанией — сделаем там, в конце концов, 50 на 50. А я там рассмотрю ваше желание ПВО строить». BAE Systems, разумеется, купились на это — создали Air Astana, нашли Питера Фостера — и открыли новую страницу истории
И получилось у властей и BAE Systems с Air Astana, я считаю, неплохо, поскольку это было партнерство, хоть и не с авиационной компанией в прямом смысле, но с хорошей английской компанией, с хорошим менеджментом. И укрепил, конечно, все феномен Фостера. Только ленивый не пытался его снять — постоянно на него наезды всякие были все эти годы: что не так, это не так, билеты дорогие, самолет опаздывает — хотя Air Astana одна из наиболее пунктуальных компаний. Те кто его ругали, видимо не путешествовали в Америке — там вообще никто вовремя не летает», — вспоминает Алмас Чукин.