В Астане прошел восьмой Форум женщин Казахстана UMAI, который собрал более тысячи участниц из разных регионов страны. По словам основательницы форума Жамили Эрназаровой, в этом году упор сделали на антикризисный менеджмент и построение личного бренда, чтобы предпринимательницы смогли удержаться на плаву после вступления в силу нового Налогового кодекса.
В беседе с Digital Business Жамиля рассказала, как ушла с завода в бизнес, почему решила получить MBA, уже будучи бабушкой, и что общего у коуча и тренера в спортзале.
«Училась на ошибках, прежде всего на своих»
— Вы занимаетесь предпринимательством уже 30 лет. Как все начиналось?
— В девяностые, когда страна переживала тяжелые времена, мне было 18 лет. Жила в Аксy Павлодарской области, работала на заводе, где, как и по всей стране, задерживали зарплату. Я 5 месяцев не получала деньги – пришлось думать, как заработать.
Покупала у оптовиков шоколадки, разносила их по железным киоскам и потом забирала выручку. Сперва это была просто подработка, но года через два-три решила уволиться с завода и полностью уйти в бизнес. В 1995 году оформила собственное предприятие – «Жамиля LTD». Сейчас звучит забавно, но в то время это было модно.
За эти годы чего только не перепробовала: с продажи шоколада и печенья перешла на детские игрушки, потом работала с аттракционами. Открыла даже небольшой кинотеатр: купила видеопроектор и показывала фильмы. Все время приходилось адаптироваться под новые условия, что-то придумывать, расширяться.
Сейчас зарабатываю сдачей в аренду торговых объектов и офисов в Павлодарской области. А еще отучилась на базе Международной профессиональной ассоциации коучей и тренеров IPACT у Ицхака Пинтосевича и вот уже несколько лет консультирую предпринимателей.
— 30 лет назад не было никаких коучей и курсов для предпринимателей. Как учились вести бизнес?
— На ошибках, прежде всего на своих. Это всегда больно, но очень эффективно. Особенно когда понимаешь, что сама виновата.
Не сразу, но научилась делегировать. Придерживаюсь золотого правила: стратегией развития и ребрендингом занимаюсь сама – это около 30% работы, оставшиеся 70% делегирую. При этом важно понимать, кому и какие задачи можно доверить и как потом с человека спрашивать.
Бизнес держится, в первую очередь, на личной ответственности руководителя. Даже если сотрудник что-то сделал неправильно, отвечать тебе, потому что ты строишь систему. Когда теряешь деньги или упускаешь возможности из-за собственных решений, получаешь ценный урок. Ни один курс такого эффекта не даст.
«Провела 500+ бесплатных консультаций для предпринимательниц»
— Как пришли от бизнеса к коучингу?
— У меня уже был большой накопленный практический опыт, но не было времени его структурировать, упаковать. Когда началась пандемия, бизнес по сдаче помещений в аренду, как и у многих, встал на паузу. Сидеть без дела не в моих правилах, а делиться опытом всегда нравилось – значит, время пришло. Так и решила выучиться на бизнес-коуча.
Коучинг в том виде, в котором он существует в мировой практике, в Казахстане часто обесценивают. Всему виной псевдо-специалисты, которые раздают советы, не обладая необходимыми знаниями и опытом. После получения сертификата международной ассоциации IPACT провела более 500 бесплатных консультаций для женщин из разных регионов Казахстана, которые хотели открыть свое дело или делали первые шаги в бизнесе.
Старалась подсказать оптимальный путь к цели, учитывая их ресурсы – когда погружен в операционную работу, не замечаешь, где слабые места и что можно улучшить. Задача коуча – почти как у тренера в спортзале: поддержать, обеспечить взгляд со стороны, помочь понять проблему и прийти к результату кратчайшим путем.
— Почему решили сфокусироваться на женщинах – на начальном этапе ведения бизнеса сложности плюс-минус у всех одинаковые?
— Знаю по опыту, своему и коллег – женщины чаще сталкиваются с дискриминацией и обесцениванием достижений. Особенно это касается предпринимательниц. Когда мужчина делает успехи в бизнесе, его хвалят. Когда того же добивается женщина, начинают говорить, что у нее есть связи, покровитель или что-то подобное.
К сожалению, пока не могу сказать, что мизогиния осталась в прошлом. Взять, к примеру, мою историю: муж ушел из семьи, оставил детей, а хейтили меня. Бракоразводный процесс длился 7 лет, и даже в судах я слышала: «Жамиля, ты же женщина, уступи». Хотя с чего бы, если мы много лет работали вместе и строили бизнес-проект на равных, при этом все вопросы семьи и детей полностью были на мне?
Как никто другой, понимаю, с какими сложностями сталкиваются женщины в бизнесе. Зачастую нам приходится прилагать больше усилий и преодолевать дополнительные препятствия.
— В 2022 году вы создали сообщество предпринимательниц Казахстана UMAI. Откуда появилась эта идея?
— На консультации чаще всего приходили представительницы малого бизнеса, которые занимались рукоделием, копирайтингом, маркетингом, съемками или продакшеном, работали в бьюти-сфере, открыли кофейню или детский сад. Слушая их, поняла, что у большинства одни и те же трудности: не хватает знаний, поддержки и единомышленниц. Так и появился UMAI, а женщины, которых я консультировала, составили его первоначальное ядро.
Сообщество родилось в Павлодаре, но быстро разрослось на всю страну. У нас две основные линии работы: каждый месяц проводим бесплатные мастер-классы и несколько раз в год – большие форумы. Это наш способ донести до большого количества женщин полезную информацию для развития, собирать и анализировать самые актуальные тренды и держать руку на пульсе.
«Ценности спикеров должны совпадать с нашими»
— Когда выбираете спикеров для форума, на что ориентируетесь: профессиональные навыки или популярность в соцсетях?
— Точно не только на популярность. Главный критерий — профессионализм, большой опыт в своей сфере и польза для слушательниц. При этом желательно, чтобы спикер был медийным — так проще отследить, насколько он нам подходит. Смотрим, что человек транслирует и какие у него ценности: они должны совпадать с нашими.
Обязательно изучаем информационный след на предмет сексистских шуток и обесценивания заслуг женщин – таких людей на сцену лучше не допускать. У нас выступали отличные спикеры с впечатляющим опытом в своей сфере: Баян Алагузова, Арсен Томский, Арманжан Байтасов, Динара Сатжан и десятки других предпринимателей и экспертов. Всем им очень благодарны за поддержку.
Перед выступлением обязательно обсуждаем со спикерами главное: вы здесь, чтобы помочь женщинам. За 20-25 минут важно успеть дать практический, понятный совет, который уже завтра можно применить в бизнесе. Никакой «воды» – время ограничено, и мы его ценим.
В концепции UMAI закреплено, что мы не касаемся политических и религиозных тем, потому что сфокусированы совсем на другом. Не проводим «форумы ради форумов» и работаем по конкретным направлениям. Сообщество создано для помощи предпринимательницам, увеличения их доходов и конкурентоспособности – и точка.
«Новый Налоговый кодекс ударит по малому бизнесу»
— В Казахстане женщины составляют ядро малого бизнеса. Как вы считаете, с новым Налоговым кодексом они выстоят?
— Это сложное время – придется столкнуться с дополнительными вызовами, усилить дисциплину. Выстоят не все. Думаю, в первые месяцы изменения будут ощущаться не так сильно, но со временем последствия нововведений станут заметнее. Поэтому центральной темой декабрьского форума UMAI стала стратегия выживания. Хотели предупредить женщин – впереди кризис, нужно быть внимательнее.
Пригласили экспертов по финансовой грамотности и налоговой безопасности, а также медийных личностей – они могут научить развивать личный бренд и выстраивать коммуникацию с клиентом. Ведь если тебе доверяют хотя бы три тысячи подписчиков, продажи твоих продуктов не рухнут.
— Вы пережили финансовый кризис 2008 года и пандемию. Поделитесь советом, что помогает выстоять и пройти через такие испытания?
— Постоянно учиться. Сейчас много доступных и проверенных источников знаний. Мне 51 год, есть дети и внук, свое дело. Несмотря на это, 2 года назад получила степень MBA в Павлодарском государственном университете и не жалею. Постоянно учусь и всегда открыта новому — сейчас у меня большие планы в абсолютно непривычных направлениях.
Всегда говорю, что предпринимателю необходимо все время развиваться. Мир меняется, новые технологии, новые вызовы появляются каждый день – нужно уметь адаптироваться.