Последние два года авторынок в Казахстане переживает большие перемены. Китайские бренды захватили лидерство в рейтинге спроса на новые автомобили, а экологические проблемы вносят свои корректировки — количество электромобилей значительно выросло. На фоне этих изменений появляются и новые задачи, одну из которых решает наш герой.
27-летний алматинец Дархан Муратхан одним из первых занялся русификацией машин — перепрошивкой программного обеспечения автомобиля для перевода операционных систем на русский язык — и построил эффективную бизнес-схему, которая ежемесячно приносит 5 млн тенге. О том, как зарабатывать от 25 тысяч тенге за 15 минут, сколько стоит обучение и какие тренды ждут авторынок в ближайшие годы, — в материале Digital Business.
«Предпринимательство для меня началось с игры в асық»
Дархан родился в обычной семье у подножия алматинских гор. Детство и юность тоже прошли здесь. Окончив школу, он решил поступить в Satbayev University на специальность «машиностроение». Собеседник признается, что пошел учиться ради диплома и никогда не мечтал о карьере инженера, так как с детства имел страсть к предпринимательству.
Набравшись опыта в сфере образования, студенты после получения диплома в 2021 году решили открыть свой собственный образовательный центр и за короткое время достигли хороших финансовых показателей.
«В погоне за деньгами не забывай о человечности»
Однако спустя два года Дархан понял, что в образовательной сфере достиг максимума, и решил попробовать себя в другом бизнесе: ставил работу отделов продаж и успел поработать для 17 компаний.
В 2023 году его друг, проживавший на тот момент в Корее, предложил заняться перевозкой и продажей корейских машин в Казахстан. Так они начали завозить иностранные автомобили: Дархан отвечал за продажи и поиск клиентов, а команда в Корее — за процесс перевозки. Схема была проста: из Казахстана поступает заказ, клиент переводит деньги, заключается договор с корейскими автосалонами, и те дают разрешение на экспорт через Китай. В Казахстане машина поступает на склад временного хранения, откуда команда Дархана получает авто со всей документацией.
Напрямую покупать с завода машину выгоднее
Оставалась проблема — автомобили, приобретенные на внутреннем рынке Кореи, имели программное обеспечение полностью на корейском языке.
«Причина закупки машин для внутреннего рынка была простой — выгода. Цена значительно отличается: например, KIA K8 в официальном дилерском центре стоит около 19 млн тенге, а та же модель, привезенная напрямую, — примерно 15,5 млн. Разница обусловлена условиями договоров между компаниями и другими налоговыми отчислениями, которые влияют на ценообразование.
По качеству машины тоже отличаются — автомобили для внутреннего рынка зачастую лучше. Любая страна производит для внутреннего и внешнего рынка продукты с определенными отличиями. Но здесь возникает другая сложность: автомобили, продаваемые через официальных дилеров, например, Hyundai Center, полностью адаптированы под казахстанский рынок, а машины, приобретенные напрямую с завода в стране-производителе, имеют программное обеспечение только на родном языке», — объясняет предприниматель.
Клиенты приходили не только из Казахстана, но и из ближнего зарубежья, включая Россию. Именно от российских покупателей начали поступать просьбы о переводе программного обеспечения на русский язык. На тот момент Дархан и представить не мог, что на этом он построит бизнес.
«Специалисты отказывались делиться опытом»
Он стал изучать тему и искать специалистов. Нашел несколько человек, которые понимали, как устроено программное обеспечение автомобилей в целом, но они отказались делиться опытом. При перевозке машин в Россию налаживал контакты с местными автосалонами и официальными представителями, и от них узнал об обучении.
«Решил обучиться и поехал в Россию. За пару дней освоили процесс замены прошивки — так называемую русификацию автомобилей.
После обучения поначалу работал самостоятельно. Клиентов найти оказалось несложно: благодаря опыту в продажах и знанию маркетинга быстро выстроил клиентскую базу — запустил таргетированную рекламу и активную кампанию в социальных сетях для автосалонов и детейлингов. Особую поддержку оказало партнерство с Талгатом Итаевым — основателем TI Detailing и другими автосалонами (Khan Motors, Korea Auto). Через некоторое время клиентов стало так много, что одному работать было уже невозможно», — рассказывает автоэксперт.
Дархан начал собирать команду по регионам, чтобы охватить весь рынок. Он искал партнеров через рекламу и обучение, и в итоге новую нишу освоили около 20 человек в возрасте от 18 до 35 лет.
Около 100 партнеров по Казахстану за два года
Корейский рынок они полностью освоили, затем начали работать с BMW, а в конце 2023 года в Казахстан массово начали завозить китайские автомобили. Команда стала закупать прошивки из Китая и других стран. Сейчас по Казахстану у них около 100 партнеров, а также есть партнеры в Узбекистане и Кыргызстане. Основные клиенты — автосалоны-дилеры и частные лица.
Процесс работы Дархан сравнивает с трансплантацией мозга: старое программное обеспечение удаляется и устанавливается новое. В услугу также входит установка YouTube, Яндекс. Навигатора, Google Maps, так как эти приложения изначально не поддерживаются.
На запуск бизнеса ушло около 30 млн тенге
По словам Дархана, на старт бизнеса ушло около 30 млн тенге. Одна из основных статей расходов — покупка прошивки для каждой новой модели.
Стоимость программного обеспечения варьируется от 500 тыс. до 5 млн тенге. За два года они закупили более 20 программ. Программистам на аутсорсе платят примерно 1–1,5 млн тенге за разработку ПО для одной модели. Также на продвижение в соцсетях закладывается около 25% прибыли.
«Как и в любой сфере, есть риски. Например, если программа записана неправильно, может появиться пустой белый экран — все приходится восстанавливать. Некоторые задаются вопросом, не повлияет ли такое вмешательство на качество работы системы и где гарантия, что все будет функционировать корректно. На это могу ответить следующее: мы закупаем программное обеспечение у производителей — фактически это та же система, но на другом языке. Кроме того, мы даем гарантию на собственные разработки: прежде чем устанавливать их клиентам, мы многократно тестируем каждую прошивку на других автомобилях.
Есть риск ошибиться с вложениями: некоторые модели просто невыгодно обслуживать. Поэтому я постоянно анализирую рынок и спрос. Так, в 2025 году Changan выпустил модель X35 как конкурента X5, но первый оказался дороже, и спрос сместился в сторону последнего — в Казахстане сейчас всего около 100 машин X35. А в топе остаются Changan X55, BYD и X5 — идеальное соотношение цены/качества», — поясняет эксперт.
За 15 минут можно заработать минимум 25 тысяч
Услуга русификации стоит от 25 тыс. тенге, в зависимости от модели авто и даты выхода. Когда модель только выходит, прошивка стоит 100–250 тыс., но позже, когда машин становится больше, цена падает до минимальной. Таким образом, за 15 минут можно заработать минимум 25 тысяч. В этом бизнесе высокая маржа, не скрывает предприниматель.
Еще один источник дохода — обучение с дальнейшим партнерством.
Есть два сценария:
- Партнерам дают доступ к 20 ПО, купленным за два года;
- Или к новым прошивкам в течение определенного срока (обычно до года).
От этого зависит стоимость обучения — от 500 тыс. до 1 млн тенге.
По доходам так: годовой оборот Дархан не раскрывает, но за последний месяц оборот составил около 5 млн тенге. Из них 30–40% — доходы от партнеров, покупающих обучение; остальное — сама прошивка машин.
«Клиенты будут всегда»
Многие скептически относятся к этому бизнесу, не видя в нем долгосрочной перспективы. Но я считаю иначе: авторынок Казахстана растет, новых машин не становится меньше — значит, клиенты всегда будут. Из-за экологических проблем в Алматы растет спрос на гибридные и электрические автомобили, большинство из которых — китайские.
Рынок постоянно обновляется: даже если китайские машины по какой-то причине уйдут, появятся новые модели других стран. Конкуренция не пугает: у каждого свои клиенты, а один человек физически не может охватить весь Казахстан — поэтому работа через партнерскую модель полностью себя оправдывает.
Если у кого-то все еще остаются сомнения, советую обратить внимание на две пока малоразвитые ниши. Первая — чип-тюнинг, то есть настройка режимов работы электронных контроллеров через корректировку внутренних управляющих программ, особенно для экологичных машин с объемом двигателя 1,5 л — услуга будет востребована. Вторая — обслуживание электрокаров, которое на данный момент почти не представлено на рынке.