Жандос Айдарханов родом из Костанайской области. Он с детства интересовался техникой, а после школы поступил в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева на специальность «Информационные системы». Еще во время учебы в университете парень попал в Национальные информационные технологии (НИТ), где в том числе занимался разработкой системы одноразового скачивания NCALayer.
Однако в какой-то момент Жандос решил бросить перспективную и стабильную работу, чтобы стать учителем и преподавать детям в сельской местности. В материале для Digital Business парень рассказал, почему он отказался от успешной карьеры в ИТ и переехал в аул в Карагандинской области. Также поговорили, что его больше всего вдохновляет в работе с детьми, чего не хватает сельским школам и почему важно создавать для всех равные условия в образовании.
«Первая зарплата была 120 тысяч тенге»
– Я родился в городе Аркалык Костанайской области, но вырос в небольшом селе Уштобе. Семья у меня самая обычная: мама – воспитатель, папа – заведующий хозяйством в школе.
Интерес к технике появился еще в детстве. Когда мне было 5 лет, познакомился с другом, у которого был компьютер. Часто играли у него дома в разные игры, а потом родители купили мне ПК. В свободное время стал разбираться, как обслуживать разные гаджеты: менял термопасту и комплектующие, паял микросхемы, прошивал телефоны. Во 2-м классе, когда впервые самостоятельно переустановил операционную систему, понял, что хочу развиваться в ИТ-направлении.
Так после школы поступил в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева на специальность «Информационные системы». Мне нравилось, что там почти все связано с компьютером и практической работой. Иногда было сложно из-за теоретических предметов, но в целом процесс обучения приносил удовольствие.
В университете меня вдохновили на развитие в профессии наш преподаватель Берик Турсынбаев, который вел курс по базам данных, и мой дипломный руководитель Айслу Касекеева. Благодаря им получил возможность пройти практику в АО «Национальные информационные технологии».
После университета остался там работать в Департаменте открытых ключей, в управлении поддержки программного обеспечения. Пришел на позицию инженера сервисного обслуживания, позже стал junior developer. Больше всего нравилось решать реальные задачи. Например, когда работал над системой одноразового скачивания NCALayer – было приятно видеть, что люди действительно пользуются этим решением.
Первая зарплата была 120 тысяч тенге «на руки». Но со временем доход увеличивался. Еще мне всегда нравилось, что можно учиться новому прямо на работе и постоянно расти. Иногда было сложно, потому что приходилось осваивать все с нуля. Чувствовал неудовлетворение, когда не знал, как правильно выполнить задачу, ведь хотелось сделать все идеально.
«Я понимал все плюсы и минусы: и выход из зоны комфорта, и финансовые изменения»
– В целом, мыслей об уходе из ИТ особо не было. Однако как-то увидел в Instagram рекламу программы Teach for Qazaqstan, которая привлекает молодых специалистов в школы с низкими образовательными возможностями, чтобы сократить разрыв между городом и селом. Там была надпись: «Стань учителем, о котором сам когда-то мечтал». Сохранил ее на всякий случай.
А потом решил рискнуть: ушел с работы и подал заявку на участие. На программе вас готовят к работе в сложных условиях, учат лидерству, современным педагогическим практикам и позволяют увидеть образование изнутри. Позже, когда подвели итоги, оказалось, что всего было около 3000 участников, а отбор прошли только 49 человек. Я стал одним из них и вошел в первый поток.
После отбора предстоял курс переподготовки в SDU в Каскелене. Я осваивал недостающие педагогические предметы. После сдал ОЗП (оценку знаний педагога) и получил сертификат учителя информатики. В самой программе обучение продолжалось 2 года. Мы проходили тренинги, супервизии, методическую подготовку и развивали навыки лидерства в классе.
Родные поначалу были против такого решения, потому что видели мой потенциал. Но позже приняли выбор и поддержали. Я понимал все плюсы и минусы: и выход из зоны комфорта, и финансовые изменения.
Зарплата в образовании значительно ниже, чем в ИТ. Но мной двигало желание реализовать свой потенциал, а также влиять на жизни детей и обеспечивать им равный доступ к качественному обучению. Поэтому готов был немного просесть в доходах. К тому же, по программе также выплачивали стипендию 300 тысяч тенге: проект Teach for Qazaqstan поддерживает Freedom Holding Corp. Плюс зарплата учителя.
«Вначале казалось, что работаю без перерыва»
– После получения сертификата участникам обычно предлагают несколько учебных заведений на выбор. Но в моем случае осталась одна открытая вакансия в школе имени Габидена Мустафина в Карагандинской области, в одноименном ауле.
Первое время, когда приехал в село, все было новым и непривычным. Атмосфера, ритм, люди – все другое. До этого жил в Астане, поэтому переезд в аул почувствовал резко. Потерял постоянное общение с друзьями, которые остались в городе. Да и сама разница в образе жизни ощущалась четко: если в Астане после работы можно сходить в фитнес, кафе или заняться хобби, то в поселке таких возможностей почти нет. Там жизнь строится по формуле «работа – дом». Машина немного спасала ситуацию: по выходным выбирался в город, чтобы сменить обстановку.
Профессиональные сложности тоже были. Переход из айтишников в учителя оказался непростым. В ИТ нас учили не переносить работу из офиса: все должно оставаться в офисе из-за политики конфиденциальности. В школе наоборот приходишь домой и продолжаешь работать: готовишь материалы, проверяешь задания, планируешь следующий день.
Вначале казалось, что работаю без перерыва. Для меня это было новым и потребовало времени, чтобы привыкнуть. Как и к постоянной документации, которой не было в ИТ. Но понимал, ради чего иду в учителя. Мне хотелось развиваться, быть частью сильного сообщества и внести свой вклад в образование детей.
Первый год был непростым. Мне тогда выделили 12 часов информатики и полставки инженера. Преподавал предмет на двух языках, встречался с каждым классом раз в неделю и отвечал за обслуживание компьютерной техники.
«Мне важно, чтобы каждый ученик получил реальные навыки»
– Моя школа оказалась сильной как по уровню учеников, так и по профессионализму педагогов. Материальная база тоже была хорошей: компьютеров хватало на всех, интернет работал везде, поэтому мог проводить полноценные практические занятия. Мне было важно, чтобы каждый ученик получил реальные навыки, поэтому в обучении делал упор на практику.
В школе каждому молодому специалисту назначают наставника. Моим ментором стал Андрей Арцыбашев, который помог быстро адаптироваться к работе. Вместе начали вести занятия по робототехнике: занимались 3D-моделированием, подготовкой учеников к соревнованиям и реализовали несколько проектов.
В свободное время проводил дополнительные занятия с ребятами. Особенно запомнился один ученик, который совсем не интересовался информатикой. На одном из уроков он неожиданно отлично справился с практическим заданием, после чего пригласил его в кружок. Он полностью поменял отношение к предмету: стал посещать занятия и активно работать. Так изучали основы программирования, а затем перешли к робототехнике. Через год мой ученик прошел на международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий RoboLand 2025. У него загорелись глаза, и я рад, что смог разжечь эту искру хотя бы в одном ребенке.
«Поселок сам по себе не означает низкое качество образования»
– Несмотря на стереотипы о «слабых» сельских школах, там есть сильные кадры: как среди учителей, так и учеников. Поселок сам по себе не означает низкое качество образования. Наоборот, увидел высокий уровень мотивации и реальное стремление к знаниям.
Я вырос в поселке и хорошо знаю, как сильно могут отличаться возможности сельских и городских детей. У нас на информатики были старые компьютеры 1993 года. А еще отсутствовала какая-то внятная программа: просто 45 минут сидели в Paint.
Поэтому, придя в школу как учитель, хотел дать сельским ученикам то, чего не хватало мне самому: современную цифровую грамотность, уверенность в силах и доступ к технологиям. Я внедрял проекты по программированию и робототехнике, проводил дополнительные занятия, старался объяснять ИТ простыми и понятными способами, чтобы знания были доступны каждому ребенку независимо от условий.
Жандос с супругой Ұлбосын
Свой двухлетний контракт уже полностью завершил. Сейчас работают учителем информатики в Рудном. Если бы мне пришлось выбирать снова программу Teach for Qazaqstan, я бы сделал тот же шаг. Работа в школе дала мне профессиональный рост, окружение единомышленников и буквально изменила мою жизнь. Именно благодаря программе встретил свою будущую супругу Ұлбосын. Мы оба продолжаем работать в сфере образования, потому что видим: когда школа становится безопасной и поддерживающей, у детей появляется шанс на совершенно другое будущее.