В Казахстане завершается эпоха государственного финансирования футбола. Все больше клубов переходят в частные руки, а в число инвесторов уже вошли миллиардеры Тимур Турлов и Михаил Ломтадзе. Известный спортивный журналист Иван Резванцев в интервью с Digital Business рассказал, как бизнесмены намерены окупать вложенные миллиарды и почему ставка сделана на академии и экспорт молодых игроков.
Частные руки приходят в футбол
Футбольный рынок Казахстана переживает масштабную трансформацию: из 14 клубов Премьер-лиги пять уже перешли частным владельцам, еще два – на стадии сделок. Среди новых собственников – участники рейтинга Forbes Михаил Ломтадзе, Тимур Турлов, Сергей Кан, Нурлан Артыкбаев и предприниматель Исламгали Козбаков.
По словам Резванцева, путь для них частично уже подготовил Кайрат Боранбаев, который строил «Кайрат» 13 лет без давления на моментальный результат, создавая структуру по немецкой модели.
«Боранбаев действительно выступил своеобразным тараном. Пока другие клубы пилили бюджеты, он выстраивал вертикально интегрированную структуру, ориентируясь на модель немецкого «РБ Лейпциг». «Кайрат» даже туда отправлял тренеров на стажировку. У «Кайрата» есть все. Новым инвесторам, Турлову и Ломтадзе, будет легче, потому что Боранбаев уже проложил дорогу», – отмечает эксперт.
Где деньги?
Журналист ответил на вопрос, почему старые модели больше не работают. Монетизация футбола через телевизионные права в Казахстане, по словам эксперта, невозможна: рынка нет, аудитория уходит в онлайн. «Кайрат» первым в стране ушел от ТВ и запустил платные стримы через Яндекс. Но это лишь малая часть доходов: мерч и билеты также не способны покрыть расходы.
Главный источник прибыли – продажа молодых игроков.
«Самый большой бизнес в футболе сегодня строится на продаже игроков до 20 лет. По данным CIES Football Observatory, в Сербии 64% всех доходов приходится на молодых футболистов. Французские клубы с 2014 по 2024 год заработали на продаже молодежи почти 4 млрд евро. Украина за тот же период получила 340 млн евро, Россия всего 107 млн. Один португальский клуб, «Бенфика», только в этом году заработал на молодых игроках около 100 млн евро. Это колоссальный рынок. Казахстан делает на нем только первые шаги. Трансфер Сатпаева это пока единичный случай. В отличие от Узбекистана, где процесс уже поставлен на поток. Пример узбекского защитника Абдукодира Хусанова показателен: транзитом через Беларусь он уехал во французский «Ланс», а оттуда его купил «Манчестер Сити» за 50 млн евро. И это не все. Эльдор Шомуродов играет за итальянскую «Рому», большая группа игроков выступает в турецкой Суперлиге. У соседей выстроена работающая индустрия экспорта кадров. Поэтому ставка в коммерциализации футбола сделана на строительстве академий, которые позволят Казахстану включиться в этот глобальный конвейер. Это единственный способ вернуть инвестиции в 18,5 млрд тенге», – высказался Резванцев.
Также не стоит забывать, что Михаил Ломтадзе уже владеет английским клубом «Уиком Уондерерс», а недавно приобрел «Женис». Это не просто имидж, считает эксперт: талант воспитанника «Жениса» можно отправить в Англию, где он вырастет в цене. Команда Ломтадзе инвестирует в технологии: они договорились с аэропортом Хитроу о съемке тренировок дронами – решение уровня европейских клубов.
«Ломтадзе и Турлов – бизнесмены мирового масштаба. Они строят систему, выходящую далеко за рамки Казахстана», – говорит Резванцев.
Конец монополии «Кайрата»
До этого весь рынок талантов фактически работал на «Кайрат». Теперь в игру вошли крупные инвесторы, и монополия рушится.
«У «Кайрата» раньше был доступ к лучшим детям со всей страны. Теперь конкуренция возрастет в разы», – объясняет эксперт.
Боранбаеву придется ускоряться, но, по мнению Резванцева, он к этому готов.
Риски для бизнеса
Эксперт признает: риск того, что частный бизнес уйдет из футбола, существует – особенно у тех, чей бизнес локализован в Казахстане.
«Тянуть клуб – огромные расходы. Если актив будет лишь генерировать убытки, владельцы могут сдаться», – говорит Резванцев.
Тем не менее, большие ожидания связаны с Турловым. Он считает, что футбольный бизнес требует топовых управленцев и высокого порога зарплат – модель, которая может вывести «Шахтер» обратно в Премьер-лигу.
Полное интервью доступно по ссылке.