В предпринимательской среде Казахстана очередная напасть — сезонные убытки, которые возникли в преддверии паники перед внедрением нового Налогового кодекса. Ноябрь 2025 года стал для многих самым провальным месяцем за последние два года: продажи падают, а владельцы компаний пытаются понять, что происходит с потребительской активностью. Digital Business собрал реальные комментарии предпринимателей из разных сфер, чтобы оценить масштаб.
Резкое падение по всем видам бизнеса
Один из предпринимателей пишет в Threads, что у него сразу три направления — общепит, розница и гостиничный бизнес. И во всех трех — обвал:
«Каждый день минус 3,5 млн тенге. В сентябре все было нормально — что произошло?», — задается вопросом топикстартер.
Другие подтверждают:
«Октябрь был плохой, но ноябрь еще хуже», — говорит владелец бизнеса в медицине, стройматериалах и рекламе. По его словам, 9 из 10 знакомых предпринимателей сообщили о падении от 20% и выше.
«Продажа стройматериалов: сентябрь нормальный, ноябрь минус 50%», — пишет владелец строительного магазина.
В швейном бизнесе бизнесе ситуация аналогичная: — 50% в октябре и ноябре по сравнению с прошлым годом.
В horeca фиксируют спад продаж продуктов на 40%.
Еще один предприниматель сообщил, что один его бренд упал на 70%.
Тяжелый ноябрь 2025 года
Особенно сильно пострадали сегменты, зависимые от потребительского спроса и кредитования:
На провалы жалуются в сфере недвижимости и сопутствующих рынков:
«Продажи просели сильно. На 30% ниже ноября 2024 года. Льготная ипотека не началась, автокредитования нормального нет — оборот денег у населения будто остановился».
Советы предпринимателей
Предприниматель Асия Сарсенова напомнила коллегам золотой стандарт оценки выручки:
«Cравнивать ноябрь с сентябрем — некорректно, потому что в каждой отрасли есть сезонность. Правильный подход — «like-for-like»: сравнение одинаковых периодов разных лет (например, ноябрь 2025 с ноябрем 2024). Если в таком сравнении фиксируется спад, нужно разбираться, что стало причиной: объективное падение экономики; спад отрасли; появление новых игроков на рынке; или, наоборот, внутренние проблемы самого бизнеса», — отметила Сарсенова.
Проще говоря
На фоне волатильной экономики Казахстана ноябрь стал стресс-тестом для бизнеса. Почти во всех отраслях (от стройматериалов до ресторанов) фиксируются просадки 20 — 70%. Бизнес ждет, что декабрь либо подтвердит депрессию экономики, либо станет первым месяцем стабилизации перед «черным январем». Собрав десятки отзывов, можно выделить несколько общих тенденций:
Где сильнее всего просело:
- строительные материалы – 50%;
- одежда и производство – 50%;
- horeca и продукты – 40%;
- гостиницы, общепит, розница – 20 — 70%;
- рынок недвижимости и крупные покупки – 30%.
Что может быть причиной (на основе мнения предпринимателей)
- падение потребительского спроса;
- отсутствие льготных ипотечных и автокредитных программ (раньше они подогревали спрос);
- задержки и рост налоговой нагрузки;
- общее сокращение денежного оборота среди населения;
- сезонность, накрадывающаяся на более глубокие экономические процессы.