Нурхан Жумабеков начинал с небольшого швейного цеха 10 лет назад, в 2017-м вместе с супругой выкупил знаменитую в советское время Абайскую швейную фабрику. Сейчас куртки бренда ABAI носят многие известные казахстанцы. В интервью Digital Business руководитель Абайской швейной фабрики рассказал о несправедливых правилах игры на рынке и порассуждал о способах решения проблем в легпроме.
От цеха — к фабрике
Практически весь цикл производства одежды — от разработки, раскроя до пошива — ведется на самой фабрике.
Годовой объем выпускаемой продукции в денежном эквиваленте — более $1 млн. Показатели продолжают расти, хотя и медленнее, чем раньше, признается предприниматель.
Инфляция галопирует, ставки высокие
Таков эффект малой базы, отмечает бизнесмен: когда ты маленький, расти проще, чем когда становишься большим.
Чтобы «отбивать» 20% кредита, на производстве нужна рентабельность минимум 20%, а добиться такого показателя крайне сложно. Если только марихуану выращивать, иронизирует собеседник digitalbusiness.kz. Он намерен сфокусироваться на производстве масс-маркет одежды — более рентабельном, чем выпуск спецодежды, на которую сейчас приходится 80% продукции.
Неконкурентная борьба
Мы спросили владельца фабрики, как он оценивает статус-кво в легкой промышленности страны.
«Как плачевное. Из швейных фабрик, пожалуй, только Glasman отвечает всем требованиям высокотехнологичных производств. Есть один действующий текстильный комбинат AZALA Textile — и тот не загружен на полную мощь.
Судя по ситуации, у нас не видят перспектив в легпроме и считают, что будущее отрасли — за Бангладеш, Китаем или за другой страной. За всеми, кроме нас. Хотя все предпосылки для развития отрасли в Казахстане имеются. В первую очередь — сырье (хлопок, шерсть, кожа), которое является одним из ключевых компонентов в себестоимости любого товара. Из той же шерсти можно делать глубокие переделы», — говорит собеседник портала.
Сам он планировал запустить переработку овечьей шерсти, но, изучив тему, понял, что на текущем этапе не справится.
«Это вопрос перспективы, связанный с большими деньгами в том числе. Но заниматься им нужно сейчас. Вообще наличие собственных сырьевых баз и производств, в том числе в легпроме, это часть вопроса национальной безопасности.
А сейчас сырье, ткани и готовый текстиль в основном завозится из Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Турции и других стран. Хотя у нас есть текстильный комбинат AZALA, где представлен весь цикл — от производства хлопка до выпуска тканей», — говорит Жумабеков.
Но в стране продолжает превалировать импортная продукция.
Начните с границ
По мнению Жумабекова, для решения этой проблемы необходимо навести порядок с контролем.
Как вариант решения проблемы, он предлагает «зеркалить» казахстанскую статистику с данными Китая и других стран-импортеров, делать выводы на их основе и усиливать контроль.
…И продолжите госзакупками
Кроме того, необходимо поменять подходы в госзакупках, полагает бизнесмен. В Абайской швейке на долю гостендеров приходится около 0,6% от общего объема продукции.
Он уверен: компании должны развивать собственные бренды, а не сидеть на госзаказах. Это игра в долгую, сложная, но она того стоит.
Несправедливое налоговое бремя
Среди других проблем Нурхан Жумабеков выделил несправедливую, на его взгляд, дифференциацию по налогам.
«Считаю целесообразным убрать соцналог. Меня, как работодателя, убивают налоги из ФОТ и плюс соцналог. Этот налог ввели в 1990-е для содержания здравоохранения. Потом отдельно ввели медвзносы, хотя они уже сидят в соцналоге. Далее добавили социальные отчисления, затем пенсионные. Получается двойное налогообложение.
При этом занятые в торговле предприниматели соцналог не платят, а вносят только розничный налог. Почему именно торговле, где используется масса серых схем, обороты больше, трудоустроенных меньше, дали бонусы, а не нам, производителям? Это несправедливая дифференциация. Сделайте правила игры одинаковыми для всех», — призывает бизнесмен.
В целом, резюмирует Жумабеков, легпром вряд ли станет второй нефтью в Казахстане.