Светлана Романовская: нужно штрафовать продавцов маркетплейсов за накрутку в рассрочке

Председатель правления «Национальной Лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская в беседе с DigitalBusiness прокомментировала инициативу регулятора приравнять рассрочки к кредитам. Она предупреждает, что при этом рискует пострадать сама рассрочка, поскольку многие предприниматели на маркетплейсах недобросовестно закладывают проценты в цену. Вместо полного запрета рассрочек Романовская предлагает следовать букве закона и привлекать таких продавцов к жесточайшей административной ответственности.

Проблема недобросовестной торговли

Романовская начала с того, как некоторые предприниматели маскируют проценты под рассрочку.

«Знаете, давно с этим разбираемся, и есть, конечно, недобросовестные предприниматели. Я хочу сказать, что есть предприниматели, которые выдают рассрочку как беспроцентную. То есть они просто закладывают проценты в стоимость. Например, этим грешат строительные компании очень сильно. Они говорят: рассрочка — там одно, второе, пятое, двадцатое. Потом предлагают, например, тем, кто платит наличными или сразу деньгами, одну цену, а тем, кто берет в рассрочку — другую. Это недобросовестные предприниматели — есть факт сокрытия информации», — говорит председатель правления Лиги.

Это интересно
Налоговый эксперт объяснил, почему рассрочки на маркетплейсах могут пропасть

Кто пострадает, если рассрочка исчезнет

Наша собеседница обеими руками поддерживает честных предпринимателей, которые соблюдают правила игры:

«Поверьте, есть добросовестные предприниматели, которые на самом деле торгуют в рассрочку: цена для всех одинаковая, например, на холодильник или другие товары — она не завышена изначально. Те, кто покупает в рассрочку, платят такую же цену. Это добросовестные предприниматели. И сейчас речь заходит о том, что пострадают простые люди, если рассрочки как таковой не будет — и она перейдет в банковскую сферу с кредитным регулированием. Тогда этим будут заниматься только банки, а это уже монополисты. Три-четыре банка всего будут предлагать рассрочку. И то, опять же, банки должны будут на этом зарабатывать. Так нельзя.

А как же простые люди? Вы представляете, какое количество людей попадут просто в тупиковую ситуацию. Настоящая рассрочка дает возможность приобрести не только то, что они хотят, а то, что для них это необходимо. Убрать это, как перекрыть кислород. Много говорят о закредитованности, но это не решит проблему», — говорит Романовская.

Решение есть — и это административная ответственность

Романовская предлагает все же сохранять рассрочку, но тщательнее выявлять и наказывать наказывать тех, кто вводит покупателей в заблуждение.

«Нужно все зарегулировать. Если вводят потребителя в заблуждение по поводу стоимости товара или услуги — у нас предусмотрена предусмотрена ответственность. Рассрочку убирать ни в коем случае нельзя, но нужно отслеживать, если продавцы на маркетплейсах завышают цены и не сообщают о процентах. Это весь смысл. Нельзя потребителям давать неправильную информацию — это запрещено законом. Открываем и читаем 190 статью административного кодекса РК — это Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение.

Защита прав потребителей — это институт смешанного права, частного и публичного. Почему публичного? Потому что это взаимоотношения с государством. Государство обязано гарантировать безопасность товара и услуги, следить за качеством и ценой, а также наказывать нарушителей. На любом маркетплейсе позвоните продавцу напрямую и вы узнаете реальную цену за нал. Это не повод для проверки, это уже административная ответственность за обман и введение в заблуждение — это штрафы, а для крупного бизнеса — огромные штрафы. Вот здесь нужно усилиться», — заключила Светлана Романовская.

Лига поребителейСветлана Романовскаярассрочкидвойные ценникиКредитырассрочка