Мадина Оскенбаева 10 лет назад изменила свою жизнь – переехала из центра Алматы в загородный дом и ни разу об этом не пожалела. Вместе с мужем она производит крафтовые сыры по итальянской и французской технологиям, проводит мастер-классы для школьников и готовится принимать гостей на своей экоферме. Мадина рассказала, почему отказалась от карьеры в большой корпорации ради жизни за городом, чему учит своих 4 детей, и в какой момент осознала, что большой семье достаточно трех коз, чтобы прокормиться.
Редакция Digital Business запускает серию материалов о победительницах четвертой волны инициативы She’s Next, запущенной компанией Visa в партнерстве с Halyk. Героиня этой статьи – обладательница первого места в категории «Действующий бизнес».
Из Big 4 – на ферму, разводить коз
Мадина Оскенбаева родилась в Туркестане и закончила школу экстерном с золотой медалью. Затем переехала в Алматы, где поступила в KIMEP на специальность «Бухгалтерский учет и деловое администрирование». После вуза устроилась в одну из компаний Big 4 – Ernst & Young, где проработала аудитором около 8 лет. В это время она познакомилась с будущим мужем Таиром – владельцем консалтинговой фирмы, в которой позже успела поработать и сама Мадина.
«Идея переехать за город появилась, когда мы с Таиром поженились. Хотели, чтобы дети были ближе к земле, приучить их к труду. Просыпаться утром, выходить из дома и видеть свой сад – это же мечта! К тому же, у меня был опыт сельской жизни: каждое лето с удовольствием проводила у бабушки в ауле», – рассказывает Мадина.
В поисках идеального места для воплощения мечты супруги объехали всю Алматинскую область. Остановились на экопоселении «Алмарай» в селе Теренкара. Там им понравились соседи и доброжелательная атмосфера.
Мадина и Таир приобрели 2 гектара земли, построили дом и стали обустраивать свою ферму Miya. Название – это производное от «Қызылмия». Так в казахском языке называется солодка, которую любят козы.
Квартиру в центре Алматы супруги поначалу решили оставить.
«Думали, сможем там ночевать, когда будем ездить в город. Но за 2 года ни разу этого не сделали. В итоге решили сдавать квартиру в аренду, а спустя время и вовсе продали. Мы не планируем возвращаться в город», – говорит Мадина.
По ее словам, в деревне она чувствует вдохновение для творчества, которого ей не хватало в городе.
С самого начала супруги были полны энтузиазма. А вот знаний о том, как работать с землей, не хватало.
«Закупили деревья, рассадили по периметру. Оказалось, все сделали неправильно: на такой довольно скудной почве надо сначала посадить эндемики, то есть растения, характерные для этой местности, а уже потом плодовые культуры. Об этом узнали, когда начали изучать пермакультуру», – рассказывает Таир во время экскурсии по саду.
Пермакультура – это особый подход к сельскому хозяйству, который минимизирует вредное воздействие на окружающую среду. Основная идея в создании системы, где отходы одного элемента становятся ресурсами для другого, а работа сводится к минимуму за счет имитации природных циклов.
Благодаря этой методике у Мадины и Таира получилось управлять хозяйством без привлечения помощников. По принципам пермакультуры надо разводить животных, чтобы полноценно воспроизвести «круг жизни». Супруги завели кур и коз ради свежих яиц и вкусного молока для детей. Старший сын Жуматай иногда помогает родителям кормить и доить коз.
Другие дети – два сына и дочь – пока слишком малы, и воспринимают жизнь на ферме как увлекательную игру, но уже интересуются природой больше, чем гаджетами.
Дети учатся онлайн. Три раза в неделю Таир возит их в Алматы в музыкальную и художественную школы и на шахматы. Есть место и спорту – в поселке дети занимаются гимнастикой, а старших дополнительно тренирует отец, двукратный призер чемпионата мира по кикбоксингу.
«Не было плана открыть бизнес – делали для себя»
К слову, благодаря детям Мадина начала увлекаться сыроварением.
«Начала для них делать йогурт и сыры. Поначалу получалось не очень вкусно, поэтому пошла учиться. Сначала – онлайн-курсы. Потом мастер-класс Симоне Манфредини, который учит делать настоящие итальянские сыры. Но плана открыть бизнес не было – делали для себя», – вспоминает Мадина.
Излишки сыра решили продавать, и внезапно увидели спрос. Подались на одну из программ поддержки предпринимательства, получили грант. Деньги потратили на профессиональную сыроварню и пресс за более чем миллион тенге – их Мадина использует до сих пор. Так увлечение стало бизнесом.
3 козы дают около 12 литров молока в день. За месяц из этого объема получается 36 килограммов сыра, за которые Мадина выручает почти 650 тысяч тенге.
«Это больше, чем в свое время приносила аренда квартиры. Так поняли, что при правильном подходе сельское хозяйство может быть прибыльным. И 3 козы прокормят семью. В следующем году давать молоко начнут уже 10 коз – наши животные хорошо размножаются. Значит, объемы производства увеличатся примерно в 3 раза», – делится женщина.
Помимо сыроварни, Мадина развивает еще 2 бизнес-направления: детскую образовательную программу «Глубокая связь с природой» и агротуризм.
«Глубокая связь с природой» – это мастер-классы для малышей и школьников. Дети учатся делать компостные ямы, выращивают дождевых червей, кормят коз, занимаются ремеслами – вроде создания брелоков из дерева. До недавнего времени Мадина и Таир принимали маленьких гостей на безвозмездной основе. Но желающих стало так много, что супруги решили монетизировать этот процесс. Запускают рекламу в Instagram на два дня – и отключают, потому что за это время успевает сформироваться запись на месяц вперед. За 6 месяцев на ферме побывало более 1500 детей, однодневная программа вместе с практиками обошлась родителям каждого из них в 5 000 тенге.
Взрослых тоже есть чем развлечь. «Людям интересно приехать в деревню и просто пожить, почувствовать сельский вайб, может быть, поработать на земле, отдохнуть душой. Сейчас строим дом, где можно будет остановиться», – показывают почти готовое строение Мадина с Таиром.
Стройку предпринимательница полностью доверила мужу: он возвел стены с утеплителем из соломы. Эти панели Таир производит самостоятельно – в цехе, который расположен на участке. Такие стены не только экологичны, но и отлично держат тепло – обогреть такой дом будет проще и дешевле.
К слову, у Таира уже есть заказы на такие блоки.
Трижды участвовала в She’s Next – и победила
Мадина активно искала способ развивать семейную ферму. О программе She’s Next она узнала из соцсетей, и три года подряд подавала документы на участие.
«О том, что на этот раз попала в финал, узнала от знакомой – она художница и тоже предпринимательница. Подготовка к питчингу шла непросто: заболели дети, поэтому разрывалась между ними и нетворкинг-активностями. Подкорректировать презентацию удалось уже в утро выступления вместе с ментором – сложнее всего было уложить речь в 5 минут. Очень волновалась, но все получилось, – делится Мадина. – Я была счастлива. И дело не только в деньгах. Сама программа обучения была очень интересной, многое узнала. Кроме того, впечатлили наши менторы. У каждой из этих женщин отличный бизнес, у них горят глаза, особая энергия, и это очень вдохновляет идти вперед, продолжать развивать свое дело, становиться лучше».
Ее проект признан лучшим в своей категории, а сама Мадина получила грант на 5 млн тенге. Деньги она планирует потратить на благоустройство фермы, покупку дополнительного оборудования и чистовой ремонт гостевого дома.
А в случае, если гранта от Visa будет недостаточно, рассматривает вариант воспользоваться льготным кредитом от Halyk. Банк выделил 600 млн тенге на кредитование участниц конкурса She’s Next, лимит на одного заемщика – 30 млн тенге со ставкой в 9%.