На Central Asia Fintech Summit CEO Digital Business Виталий Волянюк задал вопрос о внедрении ИИ в банковской сфере главе АРРФР Мадине Абылкасымовой. Она рассказала о текущем состоянии технологий, барьерах и законодательной поддержке.
Искусственный интеллект уже везде
Абылкасымова отметила, что ИИ применяется в кредитном скоринге, антифрод-системах, маркетинге и чат-ботах. Разные банки развивают технологии в зависимости от своих ресурсов и инвестиций.
«Сегодня искусственный интеллект уже повсеместно применяется в финансовом секторе. Национальный банк проводил опрос: по его данным, 75% банков уже используют искусственный интеллект в различных сферах своей деятельности», — сказала Абылкасымова.
Регулятор создает условия для развития
Разрабатывается законопроект об ИИ, одобренный в первом чтении мажилисом и рассматриваемый в сенате. Он задает рамки для внедрения технологий в разных сферах.
«Это первое, что нужно сделать, чтобы способствовать развитию искусственного интеллекта в финансовом секторе. Уже очевидно, что эта инновация не просто меняет финансовую систему — она трансформирует весь рынок и экономику в целом», — говорит глава АРРФР.
Регулятор отмечает, что для развития ИИ важны стандарты, интеграция качественных данных и специалисты с ИТ-навыками и знаниями финансового сектора.
«Отсутствие единых стандартов. Каждая финансовая организация сама определяет цели и методы применения искусственного интеллекта. Универсальных правил пока нет. Качество данных. Третий барьер — кадровый дефицит», — говорит Абылкасымова.
Инвестиции
Для эффективного внедрения ИИ нужно обеспечить равный доступ к инфраструктуре и услугам, особенно для средних и небольших банков.
«Внедрение искусственного интеллекта потребует серьезных финансовых вложений: инвестиции в серверные мощности, облачные платформы, кибербезопасность и аналитическое ПО (…) Здесь крайне важна роль Национального банка и Министерства цифрового развития и искусственного интеллекта (…) Также необходимо решить вопрос стоимости предоставления услуг и доступа к данным. Есть предложения об установлении сборов для банков, получающих доступ к информации. Но здесь важно четко различать: когда данные используются для выполнения общественно значимых функций и когда доступ предоставляется исключительно для коммерческих целей», — сказала Абылкасымова.