Даниилу Степаненко из поселка Тимирязево Северо-Казахстанской области 16 лет. Вместе со своей командой он создал платформу дополнительного образования Sabaq, где подростки могут углубленно изучать школьные предметы, а также проходить курсы по программированию и дизайну. Главная особенность решения – сервис может работать даже без стабильного подключения к интернету.
Специально для Digital Business Даниил рассказал, что вдохновило его на создание Sabaq, как простым школьникам из глубинки удалось разработать инновационный продукт и сколько денег понадобилось на его запуск. Также поговорили с подростком о доступности качественного образования в сельской местности и планах по масштабированию Sabaq.
«В сельских школах не всегда есть даже стабильный доступ в интернет»
– Я живу в небольшом поселке Тимирязево, который находится в 235 километрах от Петропавловска. Обучаюсь в местной школе-гимназии имени Сабита Муканова. Активно заниматься программированием начал примерно 4 года назад. На уроках информатики мы проходили материал довольно поверхностно, из-за чего у меня появился интерес: а как это все работает, какие алгоритмы отвечают за то или иное действие? Это увлекло. При этом никто в семье и моем ближайшем окружении никак не был связан с ИТ-сферой.
Просто живя в мире, где технологии играют огромную роль, я понял, насколько важно уметь пользоваться современными инструментами. Так начал изучать UI/UX-дизайн, создавать презентации и видеоролики. Это помогает развивать множество навыков – усидчивость, внимательность, гибкость и желание добиться результата.
Сначала это все было обычным увлечением. Однако постоянно искал возможности превратить хобби во что-то значимое. И вот в начале года увидел информацию о проведении конкурса Samsung Solve for Tomorrow для школьников от 13 до 18 лет. Решил попробовать свои силы и подал заявку. Правда, на тот момент у меня не было никакого осязаемого портфолио – по сути занимался программированием на максимально любительском уровне, для себя.
Тогда стал думать над идеей проекта и решил отталкиваться от собственной боли. Я живу в небольшом поселке, и мне захотелось создать что-то полезное для ребят из регионов, но с возможностью масштабирования на всю страну. Так пришел к теме школьного образования, ведь в сельской местности, нужно признать, оно в некоторых аспектах отстает от крупных городов. Например, не всегда есть практические лаборатории, интерактивные материалы или стабильный доступ в интернет – это настоящая проблема.
Такое положение дел мешает ребятам из регионов раскрывать свои таланты, снижает интерес к учебе и самооценку. А родители, в свою очередь, испытывают тревогу за будущее детей. В итоге все это выливается в усиливающийся разрыв между городом и селом: молодежь из глубинки не реализует потенциал, что создает предпосылки для социального неравенства.
Я понял, что уравнять шансы можно с помощью создания универсальной образовательной платформы, где все ребята в свободном доступе могут получать дополнительные знания – от алгебры до веб-дизайна. Так сформировалась концепция Sabaq.
«Разработали технологию, которая позволяет обучаться на платформе полностью оффлайн»
– Вместе с Минаей Сулеймановой и Кариной Бидаловой, с которыми учимся в одной школе, занялись разработкой образовательной платформы. Курировала проект учитель биологии Кристина Астахова.
Ключевая особенность Sabaq – офлайн-доступ. Ведь одна из главных проблем в сельской местности – нестабильный интернет. Поэтому было важно создать инструмент, который может работать даже без постоянного подключения к сети. Мы разработали технологию EdNext, которая позволяет обучаться на платформе полностью офлайн. Для этого была создана специальная система локального хранения данных и синхронизации, которая дает возможность пользователям работать с материалами без постоянного доступа к интернету.
Поделиться всеми подробностями я, к сожалению, не могу. Но главное – платформа способна функционировать автономно, что делает ее особенно актуальной для сельских школ. Кстати, сейчас оформляем на нее патент.
Вторая особенность – система наставничества. В качестве учителей у нас выступают волонтеры со всего Казахстана. В основном это студенты педагогических специальностей из разных вузов страны. Получается взаимовыгодное сотрудничество. Ребята записывают для школьников видеоуроки, дают задания, помогают разобраться в трудных темах и курируют процесс обучения. Взамен они получают настоящую практику во время учебы и полезный профессиональный опыт. Однако в будущем планируем выплачивать денежные гонорары. Источником финансирования проекта могут стать рекламные интеграции на платформе, а также платные подписки.
Чтобы процесс был интересным, также добавили баллы. За прохождение курсов, выполнение заданий и тестов школьники получают очки, которые потом смогут обменять на ценные награды – технику, мерч и подписки на образовательные платформы, такие как Coursera, Skillbox и другие. Когда тестировали Sabaq, многие ученики отмечали, что система баллов мотивирует заниматься. Кстати, платформу уже опробовали около 200 ребят и 30 учителей из школ Тимирязевского района. Это позволило собрать первые отзывы, определить сильные и слабые стороны проекта и наметить перспективы его развития.
«На разработку проекта уже потратили около 500 тысяч тенге»
– Для удобства учеников разделили обучение на два формата – курсы и лекции.
Курсы – это полноценные программы, состоящие из множества модулей, заданий и тестов. Их можно сравнить с отдельными главами в школьном учебнике. На данный момент все материалы разрабатываем самостоятельно. При их создании опираемся на действующие образовательные стандарты и консультируемся с методистами, чтобы обеспечить качество и соответствие курсов академическим требованиям. Активную помощь в этом оказывают учителя из нашей школы и других учебных заведений Казахстана.
Лекции представлены в формате коротких видеоуроков. Они помогают быстро освоить тему. Ученики могут самостоятельно выбирать любые интересующие их направления – от математики до программирования. Уверен, такой подход позволяет ребятам не только подтянуть школьные предметы, но и попробовать себя в новых сферах, которые могут стать их будущей профессией.
Также на платформе можно отслеживать прогресс. Каждый ученик и родитель наглядно видит, сколько выполнено заданий, какие темы пройдены, где допущены ошибки и над чем стоит поработать.
По итогам курсов и лекций предусмотрено тестирование, результаты которого автоматически фиксируются в личном кабинете учащегося. Это позволяет не просто учиться, но и оценивать собственный рост.
Над технической частью работали вместе со специалистами в области программирования и UX/UI-дизайна. Часть бюджета на создание платформы ушла на оплату их труда. Всего на разработку уже потратили около 500 тысяч тенге. Из-за этого приходилось подрабатывать, чтобы хватило средств на создание Sabaq.
«Хочу масштабировать платформу на весь Казахстан»
– Сейчас я полностью сфокусирован на развитии Sabaq. Впереди еще немало работы. Думаю, нам стоит внедрить искусственный интеллект, который сможет помогать школьникам в обучении, а также проверять их домашние задания и контрольные работы. Это значительно упростит работу педагогов и волонтеров, повысив эффективность взаимодействия с учениками.
Кроме того, важно расширять ассортимент курсов и лекций, чтобы каждый школьник мог найти материал по интересам и уровню подготовки.
Хочется довести развитие платформы до логического конца – масштабировать ее на весь Казахстан. Сейчас активно работаем над привлечением инвесторов и доработкой функционала. Также, на мой взгляд, стоит расширить команду.
Вообще, когда разрабатывали Sabaq, создали стратегию развития проекта, рассчитанную на 6 лет. В нее включено поэтапное развитие платформы на территории Казахстана, с учетом текущих и будущих потребностей пользователей. Что касается необходимых средств, то, честно говоря, точную сумму назвать сложно. Все зависит от множества факторов, которые могут меняться с течением времени.
Развивать другие проекты пока не планирую. Ведь помимо Sabaq у меня немало повседневных задач. Сейчас активно готовлюсь к ЕНТ и поступлению в университет. Хочу получить хорошее образование для развития карьеры.
Тем, кто думает сделать свой проект, советую не сдаваться. Каждая идея имеет право на существование, особенно если она приносит пользу обществу. На своем пути мне не раз приходилось сталкиваться с недоверием, отказами и сомнениями – от учителей, представителей местных организаций и даже собственных родителей. Но, несмотря на это, я и моя команда всегда стояли на своем и продолжали идти вперед до конца.