Казахстанцы хорошо знают о селе Родина — образцовом примере современного агропоселка, где трудоустроен каждый житель, а зависимость от государства сведена к минимуму. Двигатель этого успеха — агрофирма «Родина», ежегодно производящая более 40 тысяч тонн молока и обеспечивающая молочными продуктами весь Северный Казахстан. За впечатляющими результатами стоят не только люди, но и технологии. Digital Business поговорил с генеральным директором и учредителем ТОО «Агрофирма «Родина»» Иваном Сауэром — о том, как его компания внедряла технологии автоматизации еще в 2007 году, какую роль цифровизация играет в современном сельском хозяйстве и могут ли роботы заменить людей. Сегодня первая часть материала.
О герое
Иван Адамович Сауэр родился 11 июня 1958 года в селе Малиновка Целиноградского района Акмолинской области. Его путь начался в тракторной бригаде совхоза «Красный флаг», где он работал с 1980 по 1985 годы.
Затем он стал главным инженером (1985-1987), а с 1987 года возглавил хозяйство «Родина», которое впоследствии стало ТОО «Агрофирма Родина». Когда в 1994 году хозяйство было приватизировано, Сауэр стал его директором и превратил прежний совхоз в один из самых прогрессивных агрокомплексов страны.
За годы руководства Сауэр добился многих достижений: агрофирма «Родина» стала образцовым предприятием в Акмолинской области и во всей республике. Он был отмечен званием Героя труда Казахстана, награжден орденами «Отан», «Парасат», «Достык».
«Это не просто красивая картинка для фото или интервью»
Мы в Родине. Вместе со съемочной командой первым делом идем на молочное производство — в самое сердце агрофирмы. В просторном доильном центре — ровные ряды блестящего металла, плавно движущиеся механизмы и главное — огромная вращающаяся конструкция, где коров доят под звуки классической музыки. Все это напоминает кадры из футуристического фильма. Перед нами — одна из крупнейших в Казахстане доильных каруселей на 80 станкомест.
«В Казахстане бытует мнение, что сельское хозяйство отстает в развитии, не хватает современности и технологий. Но, как правило, такие суждения исходят от людей, далеких от аграрной сферы, которые знают о ней только понаслышке и настроены скептически. На самом деле технологии есть, и те, кто работает в агропромышленном комплексе, прекрасно это знают.
В каждой отрасли свои технологии. Например, здесь, в нашем доильном центре, установлена самая большая в Казахстане доильная карусель на 80 станкомест. Это современная установка, где применяются все последние новшества, включая элементы роботизации. Система учета, автоматизация — все это основано на новейших достижениях аграрной науки. И самое главное — результат подтверждает эффективность. Каждая корова в среднем дает по 39 литров молока в сутки», — объясняет Иван Сауэр.
Практически все оборудование на ферме — импортное. В Казахстане пока не производят решений подобного масштаба и точности. Но, как отмечает Сауэр, эффективность определяется не брендом техники, а тем, как грамотно выстроены процессы вокруг нее.
«Ни один процесс не проходит без участия автоматизации»
Если в доильном центре технологии видны буквально невооруженным глазом, то за его пределами автоматизация не менее впечатляющая. На «Родине» она внедрена повсюду — от кормления и доения до хранения, переработки и энергосистем. Здесь каждая операция, насколько это возможно, подчинена точным алгоритмам.
«На вопрос, сколько процентов производства автоматизировано, могу сказать однозначно: сегодня ни один процесс не проходит без участия автоматизации. Другое дело, что степень автоматизации может быть разной, но полностью ручных операций больше нет.
Например, приготовление кормов — это полностью компьютеризированный процесс. Все управляется автоматикой и роботами. В миксере установлена программа, которая точно задает пропорции загрузки. Оператор не может изменить рецептуру: если что-то пойдет не так, специалист по кормлению сразу это увидит и скорректирует.
То же самое с раздачей кормов и надоями. Мы видим показатели по каждой корове: если где-то снижена продуктивность, разбираемся сразу. Если падение идет по группе — ищем причину, возможно, сбой в системе или кормлении. Все процессы настолько контролируемые, что ни одну погрешность упустить практически невозможно. Нужно очень постараться, чтобы это произошло», — поделился Сауэр.
Оцифровать все и сразу невозможно
Цифровизация на «Родине» началась задолго до того, как это слово вошло в обиход. Еще в 2007 году, когда на предприятии появилось первое импортное поголовье и новая доильная карусель на 50 станкомест, тогда в компании начали выстраивать систему, где каждый этап — от доения до переработки — контролируется через цифровые инструменты.
Внедрение цифровизации не обходилось без трудностей. Проблемы во многом были вызваны излишним стремлением государства оцифровать все и сразу. В какой-то момент появилась инициатива: проверять достоверность надоев, чтобы исключить возможность манипуляций и завышения показателей со стороны сельхозтоваропроизводителей.
«Было предложено решение — ежедневно по каждой корове передавать информацию в единую государственную базу данных. На нашем предприятии это решили внедрять в экспериментальном порядке. Я сразу сказал, что к этому мы не готовы. Элементарно не хватает стабильной связи — база постоянно зависает. Приезжала комиссия из Министерства сельского хозяйства, два дня работала у нас и убедилась, что реализовать это при существующих условиях невозможно.
Одна и та же корова сегодня может дать 72 литра молока, завтра — ноль, послезавтра — 40. На нашем внутреннем мониторе все отображалось корректно, но при передаче данных в общую базу происходили сбои: показатели скачут, информация искажается. В итоге туда попадали некорректные данные. Такое бывает, когда пытаешься обогнать время — техническая база просто не успевает за идеей», — объясняет бизнесмен.
Дроны — незаменимые помощники на поле
Благополучие «Родины» держится не только на молочных рекордах. Агрофирма оперирует огромным земельным фондом — около 50 тысяч гектаров. Это полевое хозяйство, раскинувшееся на территории трех сел, является основой кормовой базы и зернового производства, требуя не меньшего технологического внимания. Здесь на первый план выходят дроны.
«Мы используем дроны уже давно — лет семь точно. При наших масштабах без них невозможно. Поля у нас действительно большие, некоторые до тысячи гектаров, им нет конца и края.
Когда нужно принять решение — где и чем именно обработать участок, — дрон незаменим. Он помогает увидеть всю картину сверху, буквально с высоты птичьего полета: где после сильных дождей остались подмокшие участки, где только начинают проявляться болезни растений, и даже где залегли сайгаки. Кстати, в этом году сайгаки нанесли очень серьезный ущерб урожаю, их было слишком много. И именно с помощью дронов мы смогли своевременно обнаружить эти критические участки.
Сейчас у нас всего три дрона. Этого, конечно, недостаточно. В идеале у каждого агронома и у большинства специалистов должен быть свой дрон — чтобы немедленно поднять его в воздух и самостоятельно оценить ситуацию на месте», — поделился предприниматель.
Когда-то одна доярка доила 25 коров в день…
Если доильная карусель и дроны — это наглядные символы технологического прогресса, то главная трансформация «Родины» скрыта глубже — в системах искусственного интеллекта. В отличие от многих современных компаний, агрофирма «Родина» начала внедрять элементы ИИ не вчера, а задолго до того, как это стало мейнстримом.
«Я еще застал времена, когда одна доярка доила 25 коров. Она уходила с работы выжатая до предела — сил хватало только добраться до дома. Сегодня один оператор ИИ, фактически преемник той доярки, за смену обслуживает 400 голов. Почувствуйте разницу — 25 и 400. Это уже вошло в нашу жизнь уверенно и безвозвратно, и без таких технологий теперь просто невозможно работать.
Еще один пример приведу. Почти 40 лет назад, чтобы засеять 17 тысяч гектаров, в поле выходило 120 механизаторов. Работали по двадцать дней, с огромным напряжением. Сегодня, чтобы обработать уже 50 тысяч гектаров, достаточно 47 человек. Посев проходит в оптимальные сроки — благодаря современной технике и другой организации труда», — рассказал предприниматель.
ИИ не заменит агронома
Во все эти процессы уже интегрированы элементы цифровизации и искусственного интеллекта. Но, как подчеркивает Иван Сауэр, бояться этого не стоит: «ИИ не вытеснит человека, он просто изменит характер работы».
Агрофирма развивает и семеноводство: если раньше закупала готовые семена, то теперь имеет статус элитно-семеноводческого хозяйства и ежегодно очищает до 14 тысяч тонн зерна — как для собственных нужд, так и на продажу. С ростом площадей появились новые мощности для хранения и переработки урожая — и, соответственно, новые специалисты.
«Агрария в Казахстане уже не удивишь новыми решениями»
Если раньше новые технологии в сельском хозяйстве были редким преимуществом, то сегодня, по словам Сауэра, это ключ к выживанию.
В «Родине» следят за мировыми тенденциями: участвуют в профессиональных сообществах, обмениваются опытом.
Недоступность связи, дороговизна оборудования и нехватка специалистов — главные проблемы
Кроме того, внедрение передовых технологий требует серьезных вложений.
Не менее серьезная проблема — сервис и техническая поддержка.
Перед природой даже технологии бессильны
Несмотря на то, что агрофирма «Родина» успешно внедрила все новейшие технологии и справилась с производственными вызовами, перед природой человек остается бессилен. Самым тяжелым климатическим испытанием для предприятия стала засуха 1998 года. Тогда урожай составил всего 7,8 центнера с гектара, по области — 3,3, почти в два раза меньше среднего показателя. Позже были наводнения и другие катаклизмы, но именно 1998-й навсегда остался в памяти как год, который показал предел возможностей людей и техники перед природой. Сегодня казахстанские фермеры все чаще сталкиваются с подобными проблемами: засухи, наводнения, локальные градовые события.
Для снижения рисков он советует всем коллегам иметь «подушку безопасности» — создавать резервы в годы стабильного урожая, чтобы пережить неожиданные катаклизмы. Никто не застрахован, потому что невозможно точно предугадать, где и когда ударит град.
«Роботы пусть выясняют отношения с роботами»
Подводя итоги разговора о роботизации и ИИ, Иван Сауэр возвращается к вечному вопросу о роли человека в истории и прогрессе.
«За свою жизнь мне уже довелось пережить немало разных эпох. В школе нас учили, что движущая сила развития — народ. Сегодня говорят иначе — историю творят личности. И это действительно так.
Если говорить о том, есть ли альтернатива человеку — я считаю, что нет. Пока существует человек, он будет главным. Роботы пусть выясняют отношения с роботами, а человек — с человеком. Без человека невозможно представить развитие.
Мы ведь не просто так говорим: «Что ты стоишь, как робот». То есть подчеркиваем, что живой человек всегда должен быть. Да, человек меняет жизнь через роботов, это факт, но ведь кто-то должен поставить задачу самому роботу. Поэтому без людей не обойтись — они будут всегда», — подытожил Иван Адамович.