Президенту Токаеву направлено письмо о сохранении B2B для упрощенки

С 2026 года субъекты, работающие на специальном налоговом режиме с упрощенной декларацией, фактически могут потерять возможность сотрудничать с бизнесом на общеустановленном режиме. Новые нормы Налогового кодекса делают такие сделки экономически невыгодными для крупных компаний, что ставит под угрозу тысячи предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Налоговый эксперт и основатель портала Uchet.kz Максим Барышев решил действовать на опережение. Не дожидаясь вступления изменений в силу, он направил официальное письмо лично президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с просьбой сохранить возможность B2B-взаимодействия для компаний на «упрощенке».

Digital Business ознакомился с содержанием обращения и публикует важные абзацы.

Причина обращения

Барышев подчеркивает, что обращение связано с инициативой, имеющей важное значение для развития всего бизнеса Казахстана.

«Просим Вас сохранить возможность субъектам, работающим на общеустановленном режиме, брать на вычеты покупки у субъектов, работающих на СНР «Упрощенная декларация». Налоговым кодексом, вступающим в силу с 2026 года, предусмотрено ограничение, согласно которому налогоплательщики, находящиеся на общеустановленном режиме, не смогут относить на вычеты расходы по сделкам с контрагентами, применяющими упрощенную декларацию», — пишет налоговый эксперт.

Многим компания придется закрыться

Упрощенная декларация была задумана как этап создания и развития малого бизнеса. В настоящее время в Республике Казахстан все субъекты, работающие на общеустановленном режиме, совершают сделки с малым бизнесом, работающим на СНР «Упрощенная декларация».

«Более 300 000 субъектов предпринимательства, работающих на СНР «Упрощенная декларация», продают товары и оказывают услуги другим субъектам предпринимательства. Среди указанных субъектов многие имеют кредиторские и товарные задолженности перед инвесторами и банками. Запрет же вынудит их закрыться, а их сотрудники потеряют работу, что вызовет всплеск дополнительной вынужденной безработицы.

Пунктом 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, а также статьей 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что каждому гарантировано право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности», — подчеркивает Максим Барышев.

В тему
Азат Перуашев объяснил, почему запрет B2B для упрощенки не отменили в антикризисном плане

Проблемы с доступом к информации

По словам эксперта, на сегодняшний день налогоплательщик не имеет доступа к достоверной информации о налоговом режиме своего контрагента — ни в кабинете налогоплательщика, ни на официальном портале Комитета государственных доходов МФ РК, ни в eGov.kz нет сервиса, отражающего действующий режим налогообложения.

«Даже сам налогоплательщик не всегда видит собственный актуальный режим, например, при автоматическом переходе с «упрощенки» на общеустановленный режим посреди года. Ввиду отсутствия технической возможности подтвердить применяемый режим налогообложения, вменять обязанность учитывать налоговый режим контрагента при отнесении расходов невозможно, ведь налогоплательщик физически не способен проверить и подтвердить режим контрагента или предоставить информацию о применяемом им режиме. Это означает, что запрет на вычеты нарушает базовый принцип добросовестности налогоплательщика», — подсвечивает специалист и приводит ссылку на статью из НК:

Запрет на вычеты нарушает принцип справедливости налогообложения, определенный пунктом 3 статьи 29 Налогового кодекса:

«Никто не может быть подвергнут повторному обложению одним и тем же видом налога, одним и тем же видом платежа в бюджет по одному и тому же объекту обложения за один и тот же период».

При запрете относить на вычет такую сделку налогообложение возникает и у продавца, и повторно — у покупателя, который из-за невозможности брать на вычет должен обложить эту же сумму подоходным налогом.

К выводам

Барышев подчеркивает: если добросовестный налогоплательщик не сможет учесть в расходах и брать на вычеты официально оформленные сделки, то у него исчезнет стимул запрашивать документы при покупке у ИП или ТОО на «упрощенке».

«Это приведет к тому, что участники рынка будут стремиться проводить сделки «в черную», без счетов-фактур и договоров, чтобы не терять в налогах. Возрастет доля наличного и неучтенного оборота товаров, и государство потеряет не только прозрачность, но и реальные налоговые поступления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо также отметить, что при запрете брать на вычеты возникают очевидные проблемы:

  • Усложнение привычных предпринимательских действий по администрированию бизнеса;
  • Разрыв цепочек поставок и, как итог, невозможность осуществления деятельности даже крупным предпринимателям;
  • Увеличение количества предприятий, работающих на общеустановленном режиме, на 300 000 компаний (переход с упрощённого режима на ОУР), из которых до 70 000 дополнительно встанут на учет по НДС. При этом увеличение количества предприятий не сопровождается увеличением штата сотрудников в КГД МФ РК;
  • Недостаточное количество опытных бухгалтеров вызовет ошибки в учете и отчетности, что, в свою очередь, приведет к росту штрафов, блокировке счетов и рискам для предпринимателей.

В этой связи просим Вас отменить норму, запрещающую субъектам, работающим на общеустановленном режиме налогообложения, относить на вычеты расходы по сделкам с контрагентами, применяющими СНР «Упрощенная декларация», — заключил Максим Барышев.

упрощенкаМаксим БарышевB2B