Центральная Азия становится важным звеном глобальной торговли, а Казахстан укрепляет роль логистического хаба, соединяя транспортные коридоры между Китаем, Европой и Ближним Востоком. Эти тенденции стали ключевыми темами прошедшего в Алматы Central Asia Warehouse Summit (CAWS 2025) — крупнейшего регионального саммита, посвященного индустриальной и складской недвижимости.
По данным организатора форума — консалтинговой компании в сфере индустриальной и складской недвижимости IBC Global — рынок складских площадей в регионе достиг 2,8 млн квадратных метров. При этом львиная доля — более 2 млн квадратных метров — приходится на Казахстан. В стране за три квартала 2025 года складские площади выросли на 25%, что говорит об активном развитии отрасли.
Участники СAWS 2025
«Свидетельством высокого спроса на склады в Казахстане является показатель вакантности в 5,7% (процент свободных площадей — прим. Digital Business). Это говорит о дефиците складов и здоровом балансе между спросом и предложением. В конце прошлого года вакантность не превышала 0,5%. То есть за год на рынке появилось больше свободных площадей, а арендаторы получили возможность выбирать наиболее качественное предложение по оснащению, локации и размеру блоков», — поясняет Роман Пак, директор регионального представительства IBC Global.
Рост интереса к складам напрямую связан с общим подъемом розничной торговли в Центральной Азии. Аналитики агентств INFOLine и NielsenIQ подтверждают: Казахстан и Узбекистан становятся ключевыми локомотивами потребительского и логистического роста в регионе. Розничная торговля в Казахстане за первое полугодие 2025-го выросла почти на 7%, в Узбекистане – почти на 9%, что отражает формирование нового среднего класса и рост внутреннего спроса.
Основатель аналитического агентства InfoLine Иван Федяков
В развитии торговой инфраструктуры лидерство за Казахстаном: только в Алматы работает более 24 тыс. магазинов, а объем e-commerce превысил $6 млрд. Это создает устойчивый спрос на современные склады и центры дистрибуции. Крупные маркетплейсы, такие как Kaspi.kz и Ozon, выстраивают новую цифровую логистику, где технологии подталкивают развитие инфраструктуры.
Вместе с тем, по мнению основателя агентства InfoLine Ивана Федякова, рынок складской недвижимости далек от перенасыщения предложением. «Мы все еще наблюдаем дефицит складской недвижимости, особенно в Казахстане. За последние годы изменились маршруты поставок, многие логистические центры в России больше не обслуживают международные грузы. Казахстан становится не только транзитной территорией, но и растущим внутренним рынком: потребление растет, экономика требует новых мощностей», — отметил он.
О региональной специфике отрасли высказался и Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global:
— Одна из ключевых проблем рынка — неэффективное использование площадей: отсутствие четкого генплана, современных систем хранения и пожарной безопасности. При этом развитие e-commerce требует совершенно другого уровня организации — быстроты, технологичности и надежности. Именно поэтому важно стремиться к стандартам складов класса «А»: несмотря на более высокие требования, такие объекты в итоге оказываются выгоднее по эксплуатационным и логистическим параметрам.
Более $250 млн инвестиций: в Центральной Азии запускают первые фонды складской недвижимости
По данным IBC Global, пять операторов владеют почти половиной всех складов класса «А» в Казахстане. К ним относятся Focus Logistics, Continental Logistics, Imagine Apple Logistics, ALG Company и TOO «Астык Логистик».
Чтобы ускорить развитие отрасли и сделать ее более разнообразной, участники саммита заявили о создании первых в Центральной Азии инвестиционных фондов складской недвижимости: Eurasian Warehouse REIT OEIC Ltd. и Central Asia Warehouse PEF OEIC Ltd. Планируется привлечь более $250 млн инвестиций в совокупном объеме.
Награждение компании Focus Logistics
«Мы рады объявить о запуске первого REIT-фонда (Real Estate Investment Trust – фонда коллективных инвестиций в недвижимость). Вместе с партнерами будем сочетать международный опыт с локальными особенностями рынка, предлагая инвесторам профессиональную поддержку и прозрачные инструменты участия», — сказал Есжан Биртанов, директор TG Global, участвующей в создании Eurasian Warehouse.
Финансирование стало одной из ключевых тем саммита. Представители банков и фондов отметили, что инвесторы пока не готовы сильно рисковать, особенно на ранних стадиях проектов. Основная схема — классические кредиты под залог действующего бизнеса. Но все чаще обсуждаются альтернативные инструменты: облигации, токенизация активов и совместное участие институтов развития.
Банк Развития Казахстана и фонд Damu заявили о готовности кредитовать проекты на суммы до 7 млрд тенге, что даст поддержку для крупных и средних игроков.
Особое внимание уделили агропродовольственному направлению. Участники отметили, что складская логистика играет ключевую роль в продовольственной безопасности региона. Развитие сети агротерминалов и цифровых систем распределения называют ключом к устойчивости поставок. Особенно острым остается дефицит складов в агросекторе Узбекистана и Кыргызстана — это открывает новые ниши для инвестиций.
Управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов, генеральный директор Provident Fiduciary Ltd. Асет Абдыгаппаров, генеральный директор Römer Silk Road (США-Узбекистан) Алексей Петров
На саммите CAWS 2025 отметили, что логистическая отрасль Центральной Азии выходит на новый уровень развития: регион переходит от разрозненных инфраструктурных проектов к более устойчивой модели, где склады и логистика становятся полноценным инвестиционным активом. Казахстан при этом рассматривается уже не просто как транзитный коридор, а как центр новой логистической экономики, объединяющей капитал, технологии и региональные интересы.
В саммите участвовали ключевые компании, задающие стандарты отрасли и поддерживающие высокое качество объектов. Генеральными спонсорами и партнерами CAWS 2025 стали FIRST и ALUTECH, в роли спонсоров выступили ASTRON, SPARK, FMCA (Facility Management Central Asia), GRIFFIN PARTNERS, STANDART Project Bureau, ALKANOV GROUP, «А-СТАЛЬ АЗИЯ» и ELP (Eurasian Logistics Park). Их участие показало интерес бизнеса к формированию единой профессиональной экосистемы, объединяющей производителей, девелоперов, инвесторов и операторов логистической инфраструктуры.