Председатель партии «Ак Жол» Азат Перуашев прокомментировал для Digital Business антикризисное решение правительства по пересмотру списка разрешенных ОКЭД для применения специального налогового режима. Напомним, что его решили не менять вовсе. По словам депутата, именно широкое общественное обсуждение, открытая критика и консолидация предпринимательского сообщества позволили изменить курс и добиться более справедливого подхода.
Политик также высказался о других антикризисных мерах, принятых Кабмином после поручения президента, включая упрощение административных процедур и шагов по снижению давления на МСБ.
Это уже победа
Азат Перуашев начал с поздравления для коллег, предпринимателей и всего бизнес-сообщества Казахстана.
«Во-первых, я поздравляю всех предпринимателей, малый и средний бизнес с этим очень важным решением. Я бы даже сказал — судьбоносным решением, поскольку на кону стояла судьба многих и многих предпринимателей Казахстана. Буквально перед этим известием Министерство экономики заявляло о том, что, по их прогнозам, порядка 300 тысяч малых предприятий должны были закрыться. При этом они ничего страшного в этом не видели, говорили, что это якобы оздоровление поля — искусственное оздоровление, я считаю. Когда у нас было обсуждение темы СНР и видов ОКЭД в Демпартии «Ак Жол», мы указывали: если закон допускал смягчение налоговой нагрузки, то почему предпринимателей за это нужно наказывать?», — подчеркнул Азат Перуашев.
Практика запретов ведет в тупик
Депутат подчеркивает, что каждый предприниматель должен принимать решения по ведению бизнеса самостоятельно, а не под гнетом политики жестких запретов.
«Пожалуйста, создавайте условия, при которых инвестировать, расширяться будет выгоднее, чем дробиться. То есть помимо кнута должен быть еще и пряник. У нас все свели к кнуту, и понятно, что результат был бы не непредсказуемый, а предсказуемо плачевный. Никто бы от него не выиграл — ни предприниматели, ни государство, ни бюджет. Возможно, выиграли бы какие-нибудь вымогатели — те, кто в тени работают, или коррумпированные структуры, которые ходили бы, проверяли и кошмарили бизнес, а платежи складывали бы себе в карман. Это, конечно, лирическое отступление», — продолжил наш собеседник.
Консолидация ведет к результату
Азат Перуашев подчеркивает, что подготовка таких больших реформ невозможна в однобоком формате — и бизнес-сообщество это доказало:
«Я считаю, что удалось добиться пересмотра этого решения благодаря единодушному пониманию остроты проблемы со стороны предпринимательского сообщества, всех ассоциаций, того же «Атамекена», позиции фракции «Ак Жол» и других депутатов парламента. Депутаты партии «Ак Жол» и наши коллеги также эту тему неоднократно поднимали и продвигали, подсвечивая пагубность и контрпродуктивность подхода. Мы говорили об этом и правительству, и на различных площадках. Поэтому я еще раз поздравляю всех предпринимателей и благодарю всех тех, кто вместе с нами был плечом к плечу. Хочу также добавить, что если на последнем этапе «Атамекен», многие ассоциации, ну и предприниматели уже свели всю дискуссию к обсуждению конкретных видов ОКЭД, то Демпартия «Ак Жол» — еще в заявлении от 2 октября к правительству — указывала, что подход с формированием списков ОКЭД — с юридической точки зрения некорректен совершенно», — говорит Азат Перуашев.
А ведь так и планировали
Наш собеседник напомнил, что в первом варианте нового кодекса, который вносился осенью 2024 года, как раз предлагалось через новый кодекс закрепить список из 44 видов ОКЭД, которым запрещено применение специального налогового режима (СНР), а всем остальным — разрешено.
«Это и есть принцип нормального, европейского права: разрешено все, что не запрещено. Нет же, пошли по другому пути. Сначала опубликовали список 316 разрешенных видов ОКЭД из 1111, потом из 795 запрещенных — запутали всех. И мы говорили, что подход по 44 запрещенным и всем остальным разрешенным — он более адекватный и приемлемый. И в итоге — вчерашнее решение правительства, видимо, из многих обсуждений, все-таки пришло к той позиции, которую отстаивал «Ак Жол», — дополняет Перуашев.
Против Нового налогового кодекса
Председатель «Ак Жол» также указывает, что партия изначально (при обсуждении проекта нового НК) голосовала против обновленного документа, поскольку там есть большие вопросы по целому ряду пунктов, а не только к методике применения СНР.
«Даже если вернуться к ОКЭД. Изначально это должно было, как я уже сказал, закрепляться в Новом кодексе сразу, но затем от этого подхода отказались и оставили на усмотрение правительства. И это дало зеленый свет для возможных манипуляций с этим списком. Такая попытка и была со стороны разработчиков», — подчеркивает Перуашев.
Сработал принцип слышащего государства
Наш собеседник подчеркивает, что решающую роль в спорах сыграл президент.
«Мы здесь признательны главе государства. Сработал принцип слышащего государства, когда президент Токаев лично поставил точку. До него, очевидно, дошел этот спор, эта общественная критика со стороны предпринимательского сообщества — и он дал очень жесткое поручение правительству. Свидетелями мы с вами были вчера. Там буквально прозвучало: «недельный срок». А по факту получился двухдневный срок, с учетом окончания рабочей недели. Президент дал жесткое поручение — развернуть экономические реформы лицом к интересам граждан. И, как мы видим, правительство Бектенова — надо отдать должное, услышало. И не то чтобы просто услышало — они ведь сразу правильно восприняли поручение президента и приняли нужные решения. Но это только одна сторона вопроса», — подвел промежуточный итог Азат Перуашев.
Почему решение по B2B для упрощенки еще не принято
Депутат рассказывает, что когда «Ак Жол» голосовала против нового налогового кодекса, там был целый ряд важных моментов.
«Мы предлагали поэтапный переход к новому налоговому режиму и новую ставку. Мы предлагали отказаться от запрета на применение СНР в производственных B2B-сделках. Это следующий этап. А сейчас все задают вопрос — будет ли дискуссия по B2B? Поскольку запрет на применение СНР для B2B уже предусмотрен кодексом, а не просто постановлением, то здесь одним решением правительства не обойтись. Для этого нужны изменения в новом кодексе. Это очень непростой процесс, поскольку, согласно тому же новому кодексу, поправки вступают в силу с 1 января, если они приняты не позднее 1 июля предыдущего года. Если мы сейчас захотим отменить некоторые нормы, которые были приняты, то сделать это непросто — это нужно делать в течение следующего года до 1 июля. И только тогда они вступят в силу с 2027 года», — говорит Азат Перуашев.
Наш собеседник, однако, добавляет:
«Но есть уже наработанная практика, когда те или иные решения могут вступать в силу задним числом. И, возможно, эту проблему удастся «расшить». Но я бы сейчас в эту тему сильно не углублялся, поскольку сначала нужно переварить те решения, которые приняло правительство после поручения президента», — говорит Азат Перуашев.
Впереди большая работа
Наш собеседник отмечает, что экстренные антикризисные меры, принятые накануне, добавили работы всем ответственным:
«Они касаются не только налоговой реформы — в смысле, не только применения СНР по спискам ОКЭД, но и упрощения процедур и так далее. Ну и, кроме того, ряд решений связан с инфляционными процессами, с тарифами на коммунальные услуги. То есть это большой комплекс решений, которые приняло правительство. И прежде чем двигаться к следующим вопросам по налогам, сначала нужно эту систему переварить и понять, куда идет тенденция дальнейшего развития ситуации. Не будем забывать, что среди волнений, которые вызвал Налоговый кодекс в ходе обсуждений, особенно остро стояли вопросы налогового администрирования — это самая сложная часть. Вопросы признания сделок недействительными, вопросы конфиденциальных критериев и многое другое», — говорит наш собеседник.
Азат Перуашев подчеркивает, что эта тема постепенно сдвигается. И сейчас важно понять, где будет баланс экономических процессов:
«Поскольку в проекте бюджета на предстоящие три года, который уже находится на рассмотрении Мажилиса, заложены цифры поступлений в бюджет именно исходя из норм, которые планировалось провести, в том числе по СНР. И нужно будет разобраться прежде всего с бюджетом, поскольку жизнедеятельность государства, общества, экономики напрямую зависит прежде всего от бюджета. Баланс интересов общества, государства и бизнеса очень важно здесь не упустить — нужно обеспечить, с одной стороны, либеральные правила игры в экономике, а с другой — выполнение государством социальных и иных обязательств, которые оно несет перед обществом. В общем, огромная работа впереди. Шаг, который вчера сделало правительство, был правильным, но он должен повлечь за собой ряд других связанных решений», — заключил Азат Перуашев.