Эксперт объяснил, почему все дорожает и что будет дальше с ипотекой

Повышение базовой ставки до 18% серьезно скорректирует рынок ипотеки и структуру банковского кредитования. Финансист Расул Рысмамбетов считает, что банкам нужно срочно адаптироваться — иначе они рискуют «торпедировать» свои же портфели, пишет digitalbusiness.kz

Банкам нужны 3%

По словам финансиста, механика ставок напрямую влияет на способность банков сохранить прибыльность ипотечных программ. Проще говоря: ипотека может подорожать на 2,5 — 3% — иначе банки просто не выдержат.

«С утра у меня уточняли, почему прикрыли ипотеку. Причина очевидна — повышение базовой ставки до 18%. По идее такая ставка должна за пару месяцев управиться с инфляцией. Однако есть нюанс для ипотеки — ипотека вероятнее всего вырастет на 2.5–3%, иначе банки, включая Отбасы, могут лишиться значительной части своей прибыли», — говорит Рысмамбетов.

Рост базовой ставки бьет по банкам сильнее, чем кажется

Финансист объясняет, что базовая ставка влияет на рынок нелинейно. Повышение на 1,5 п.п. может фактически привести к росту рисков в 2 раза быстрее — и это ставит под угрозу устойчивость банковских портфелей.

«Есть такая вещь как эффект мультипликатора. То есть повышение базовой ставки Нацбанком на 1.5 п.п. не переносится на рынок линейно. Для ипотечного кредитования это всегда мультипликаторный удар, потому что реальная стоимость риска может расти в 1,7–2 раза быстрее, чем ставка фондирования. Частный банк должен учитывать не только рост стоимости пассивов, но и увеличение вероятности дефолтов в нижних слоях клиентской пирамиды, снижение ликвидности залогов на вторичном рынке, а также рост премии за риск (risk premium) при оценке портфеля. По сути, повышение ставки сокращает не доходность, а ширину основания пирамиды, то есть долю клиентов, способных обслуживать долг», — поясняет специалист.

Банкам нужно пересматривать ценообразование

Финансист призывает банки отказаться от примитивного подхода «ставка выросла — поднимем процент по ипотеке». Он предлагает перейти к гибкой модели, учитывающей риски по каждому сегменту заемщиков.

«Поэтому БВУ скорее всего должны будут пересматривать модели ценообразования. Если они так не сделают, то торпедируют свой же портфель. Положа руку на сердце, наш банковский рынок с точки зрения кредитных услуг значительно упростился — ипотека, потребительские займы, немного торговых инструментов. А базовая ошибка многих банков может быть в виде попытки механически поднять ипотечную ставку на величину, равную изменению базовой. Это ведет к потере рынка и удару по прибыли», — говорит Рысмамбетов.

По его словам, корректный подход — это перейти на динамическую модель ценообразования, основанную на дифференциации ставок по сегментам риска (risk-based pricing), моделировании эластичности спроса (sensitivity analysis по дельте ставки), учете коэффициента долговой нагрузки по каждому слою пирамиды.

«FRM банков сделают, но методология просто обязана меняться. Я бы рекомендовал формировать матрицу ценового диапазона, где ставка отражает не средний или средневзвешенный риск портфеля, а вероятность дефолта конкретного сегмента (первичка/вторичка, доход, занятость, залоговый риск)», — заключил Расул Рысмамбетов.

Может быть интересно:

Эксперт советует казахстанцам воздержаться от покупки квартир — и вот почему

Расул Рысмамбетов