За время учебы в США Аян Уали поработал в компаниях разных масштабов и пришел к однозначному выводу: комфортнее всего ему в динамичной стартап-среде. Так он начал развивать несколько своих проектов, получил миллионные инвестиции, а затем взялся раскачивать приложение SAU Super App для спортсменов и тренеров.
В рамках конкурса лучших CTO стартапов, который Digital Business проводит совместно с Yandex Cloud, пообщались с Аяном об особенностях роли техдиректора, пионерстве iOS-разработки и нервной участи CEO.
«Из 40 тысяч студентов на разработку iOS записалось 13 человек»
— Давайте начнем издалека: как вы пришли в IT? Интерес был еще со школы?
— Я был олимпиадником по химии, но предмет не любил — поэтому вопреки советам выбрал физику и поступил в КБТУ. В рамках программы «Болашак» должен был отправиться в США учиться на инженера. Университет отобрал 40 человек, но из-за ошибки в документах я единственный попал в School of Computer Science в Rochester Institute of Technology — остальные поехали в School of Engineering. Это был 2007 год. На тот момент если называл себя айтишником, окружающие думали, что ты таскаешь кабели. Релиз iPhone год спустя все изменил: я был в первом эшелоне ребят, которые изучали программирование на iOS.
Университет подталкивал к тому, чтобы каждые полгода студенты искали работу и пробовали себя в разных компаниях. Так я попал в стартап, и мне понравился этот вайб: энергия, четкое видение продукта, постоянное движение, а главное — все работали ради одной цели. В корпорациях по-другому: тебя нанимают, дают маленькую задачу — сиди и делай, ни шагу в сторону, зарплата спокойно капает.
— Сразу с выходом iPhone в университетах США начали изучать программирование под iOS?
— Да, iPhone появился в 2008-м, а уже через год началась программа обучения. Это технологический университет, там следят за трендами. Один из преподавателей был визионером и говорил, что скоро основная масса разработчиков будет делать продукты для мобильных устройств. Но тогда его не особо слушали: из 40 тысяч студентов он набрал на свой курс только 13 человек, и одним из них был я.
— Получается, даже в США тогда было очевидно, что AppStore изменит индустрию.
— В те годы по-прежнему были очень сильные позиции у Nokia, Blackberry — все мобильное писали под Symbian OS (операционная система; одноименную компанию основали в 1998 году Nokia, Ericsson, Motorola и Psion — прим. Digital Business), всем рулили Java и .NET.
Эксперты верили, что интернет сохранится примерно в том же виде, в каком он был. Помните Flash ActionScript? Была шутка: «Флеш умер, да здравствует HTML5». Я был в компании, где половину штата сократили, потому что ActionScript оказался не в тренде.
**Пояснение Digital Business: Быстрый рост популярности мобильного интернета благодаря смартфонам (и iPhone в частности) привел к отказу от технологии Flash: она была медленной и небезопасной, потребляла много энергии и трафика.**
Уволился в никуда — но работа появилась в тот же вечер
— Вы вернулись в Казахстан развивать стартапы здесь, в родной стране?
— Возвращение — это совокупность причин, в том числе личных. Однажды я понял, что просто не тем занимаюсь: начался день сурка. Решил уволиться одним днем. Мы с женой тогда ждали ребенка. Она, конечно, была в шоке: скоро появится младенец, а я увольняюсь. Но в тот же вечер позвонил CEO стартапа, где я раньше работал. Человек занимался новым проектом, куда требовался всеядный разработчик — так в 2015 году я стал удаленным сотрудником американской компании Freshop.
— Удаленка за пять лет до коронавируса…
— Было прикольно: можно и работать, и все время быть рядом с семьей, путешествовать. В 2020 году начал с сокурсником Rochester Institute of Technology развивать идеи стартапов. Тогда стали раскручиваться блокчейн-проекты, мы зашли в эту нишу. Под свой стартап получили инвестиции в 2 миллиона долларов — это хоть и хороший результат, но не сравнить с криптопроектами (Solana, Binance), которые получали сотни миллионов.
Параллельно в 2021 году меня позвали поработать над продуктом Parqour. Я был первым CTO, который собрал техническую команду и поднимал продукт. Далее решил развивать свой стартап для отелей, и заодно подключился к приложению SAU Super App, где я и CTO, и менеджер технической команды.
«Конкуренты есть. Будем с ними соперничать»
— Опишите идею SAU Super App для тех, кто не слышал о нем.
— Это приложение с ИИ для разных видов спорта: есть челленджи, тренировки, задания. Оно дает возможность создать план занятия, следить за своим прогрессом, ставить цели.
Над ИТ-частью мы активно работаем полгода. Сейчас идет чемпионат в Алматы, для которого собираем статистику, также проводим и свой чемпионат.
— Apple много внимания уделяет ЗОЖ-направлению, ее нативная платформа работает с разными активностями. Выдержите конкуренцию?
— SAU Super App про другое. У нас задействованы тренеры, которые благодаря приложению зарабатывают и увеличивают аудиторию. Причем это освобождает профессионала от рутинных задач благодаря искусственному интеллекту. И мастер может сфокусироваться на своем подопечном.
Технологии Apple и Google тоже используются: мы забираем данные со смарт-часов и анализируем их, превращаем в отчет и высылаем тренеру. Тот может сделать вывод о результате тренировки и прогрессе.
Не скажу, что наш продукт уникален — конкуренты есть. Но мы будем с ними соперничать.
— Что произойдет с SAU Super App в ближайший год?
— Полный релиз. Уже сейчас идет бета-тест, постоянно добавляем новые функции. Может быть, появятся другие направления бизнеса, но задел есть — ведь это суперприложение. Но пока что все держится в секрете. Тестирование идет на рынке Казахстана.
— Как реализовано приложение в техническом плане?
— У нас кроссплатформенный сервис, что облегчает жизнь разработчикам, упрощает поддержку и позволяет быстрее запускаться.
На Backend используем enterprise-решения, в основном на Java. Также точечно применяем другие подходы, чтобы облегчить сервисы.
— Какая у вас команда?
— Она состоит из шестнадцати человек. Работа идет в стартап-режиме: выкатить MVP, протестировать гипотезу, что-то обновить и выпустить свежую версию — все в темпе. И я сторонник такого подхода, а не «делаем, пока не станет идеально». Потому что идеально не станет: так может быть, только если четко знаем, куда идем. А в стартапах это невозможно: выпустили фичу, получили отзывы пользователей — думаем, стоит ли развивать идею дальше или будем искать что-то новое.
Задачи формулируем в таком ключе: «Ребята, мы делаем MVP, и все может поменяться».
«Не могу исчезнуть на 2-3 месяца и потом спросить, какой там статус у задач»
— На каком проекте впервые стали СТО?
— В блокчейн-стартапе в 2020 году. Затем в Parqour тоже был СТО, а в следующем проекте решил попробовать себя как CEO: хотелось понять, чем именно он занимается. Питчи, поиск инвестиций, умение наладить контакт с новыми людьми, работа с юристами — это был отличный опыт.
Параллельно я искал человека на роль техдиректора. Но не получилось — наверное, из-за моего агрессивного подхода.
— Это как?
— Я постоянно требую результат. Не могу исчезнуть на 2-3 месяца и потом спросить, какой там статус у задач. Я работал с разными продуктами, и примерно знаю, что сколько времени занимает. Когда мне говорят, что на фичу нужно 2 месяца, а ее можно сделать за неделю — так не пойдет. И дело не в том, что кто-то медленно работает или ленится. Просто я понимаю, сколько денег это вытянет из бюджета.
Наверное, многим кажется, что все CEO — суровые и негативные люди. Но поверьте, когда вы видите уходящие со счета средства и думаете, сколько еще месяцев сможете платить зарплаты, — мышление меняется. Тут любой начнет нервничать.
«Требования к удаленщикам выше, чем к офисным работникам»
— Чего в работе CTO больше: технических задач (архитектура, подбор стека) или менеджмента команды?
— Поровну. В стартапах CTO превращается в product owner: нужно чувствовать проект и его потребности, придумывать фичи. И крайне важны софт-скиллы. Нужно улавливать настроение людей, стараться идти на уступки.
Допустим, кто-то по семейным делам просит поработать удаленно — хорошо. Но тогда я и требовать буду больше, чем с офисного сотрудника. Потому что если человек приехал на рабочее место — он уже потратил больше усилий и времени.
— После массового перехода на удаленку начались опасения: дома снижается продуктивность, сотрудники меньше работают. Замечали такое?
— Думаю, это от поколения зависит. Имитацию работы я чаще замечаю у молодежи. В случае с ними я не верю в удаленку: если человека не трогаешь, то и он тебя не трогает.
А я из того поколения, когда в стране бедность, у родителей неопределенность — и образование помогло выйти на совсем другой уровень жизни. Мне и ровесникам повезло оказаться за границей, попасть в волну ИТ. Мы увидели, что можно заниматься любимым делом и хорошо зарабатывать — и ценим это.
В целом, я сторонник гибридной работы. Хотя, конечно, это всегда индивидуально.
Три принципа CTO: честность, планирование, чуйка
— Что вызывает наибольшую гордость в рамках SAU Super App?
— Подбор специалистов: многих я знаю по другим проектам, а некоторых набрал извне. Интервью проходили быстро — пару технических вопросов, несколько по софт-скиллам.
И, конечно, горжусь позитивным фидбеком от родителей, чьи дети тренируются с нашим приложением.
— Какой у вас базовый принцип для позиции CTO? Независимо от масштабов компании, где человек работает.
— Честность, планирование и чуйка. У человека должен быть опыт и в бизнесе, и в техническом направлении. И софт-скиллы. Менеджмент сотрудников — это не периодически созваниваться один на один и обещать рост зарплаты. А про понимание: чем человек озадачен? Что ему мешает лучше реализовать себя и приносить бизнесу больше пользы?
Нужна прозрачность, но анонимная. Например: «Сотрудник А выполняет 70% работы, сотрудник Б — 30%. Есть вопросы, кто получит бонус?» И обычно тот, кто делает меньше задач, сам себя выдает комментарием вида «так задачи тупые» или «времени не хватает». Это повод пообщаться отдельно: почему он считает задачи тупыми (продакт-менеджер не описал суть, бизнес путается в требованиях?), или что отнимает у него время.
— По вашему описанию, работа в стартапе — это и нечеткие требования, и постоянный стресс, и риск остаться без работы, если инвестиции закончатся. Не думали уйти в корпорацию, где все прогнозируемо и стабильно?
— Мне кажется, наше поколение миллениалов попало на границу эпох, и это дает энергию постоянно делать, пробовать, куда-то бежать и кого-то догонять. Работая в корпорации, будешь идти к видимому результату очень долго. И у меня есть подозрение, что компания редко отвечает взаимностью за усилия и лояльность сотрудника. Отблагодарить грамотой за 25 лет работы — это не то. А вот увидеть, как за 20 лет маленький стартап превратился в миллиардную компанию — совсем другое ощущение. Да, это подойдет не всем, но я привык к таким реалиям.