Известный бизнесмен назвал 5 барьеров, которые тормозят экономику Казахстана

Экономика Казахстана стоит на пороге новой трансформации, но вместе с технологическим прогрессом перед ней встают серьезные вызовы. Основатель Centras Group Ельдар Абдразаков обозначил пять ключевых барьеров, которые, по его мнению, требуют системной переоценки на всех уровнях — от государственного до корпоративного, пишет digitalbusiness.kz

ИИ в экономике

Абдразаков делает акцент на том, что в игру вступает так называемый Agentic AI — ИИ нового поколения, который становится полноправным участником процессов. Это меняет саму структуру экономики и требует переосмысления подходов к управлению, обучению и развитию.

Инфляция и структурная безработица

«Инфляционное давление — как цен, так и издержек — продолжает расти, отражаясь в динамике заработных плат. И если таргетировать инфляцию все еще можно, то куда сложнее решать проблему структурной безработицы — ситуации, когда люди формально трудоустроены, но лишь 3% заняты в сырьевых отраслях, доминирующих в структуре экономики страны», — говорит Абразаков.

Монополизация рынков и кадровая нестабильность

«Второй вызов, который сопровождает нас все эти годы, — высокая концентрация рынков и необходимость демонополизации. Как диверсифицировать экономику? Где найти новые точки роста? Статистика «Сентрас-500» добавляет тревог: в 2023–2024 годах 28% первых руководителей крупнейших компаний сменились. Такая волатильность напоминает кадровую «ротацию на передовой» — она угрожает стабильности, преемственности и операционной эффективности», — уточняет основатель Centras Group.

Разрыв в инновационном развитии

«Инновации, вернее, их отсутствие как стратегического приоритета. Бизнес до сих пор с осторожностью смотрит в сторону технологических преобразований, во многом из-за архаичной структуры экономики. Создание Министерства искусственного интеллекта вселяет надежду, однако разрыв между традиционными и новыми секторами только углубляется. Мы наблюдаем «двухскоростную» экономику: в то время как Energy и Materials инвестируют в среднем 14%, два десятка инновационных компаний направляют на развитие более 31%. Тренд обнадеживающий, но как избежать риска, что новые инициативы не станут «черной дырой» для ресурсов?», — говорит Абдразаков.

Цифровая неподготовленность и архаичные стандарты

«Опыт прошлого учит нас осторожности. В 2017 году мы изучали готовность казахстанских предприятий к «Индустрии 4.0». Результат обследования 150 компаний оказался неутешительным. Яркий пример — завод, выпускающий конкурентоспособную на мировом уровне продукцию, но не готовый к цифровой трансформации из-за ориентации на устаревшие стандарты и фрагментированный спрос. Тогда мы пришли к парадоксальному выводу: пока существует жесткая привязка к ГОСТам, о переходе на Industry 4.0 говорить рано», — говорит предприниматель.

Отставание бизнес-процессов от технологий

«Искусственный интеллект, о котором сегодня мы много говорим. Дело в том, что ключ к прогрессу — не только в технологиях. Главная дилемма лежит между людьми, технологиями и процессами — и именно процессы сегодня отстают сильнее всего. Еще восемь лет назад мы рекомендовали думать не только об эффективности, но и о создании новой ценности через интеграцию сторонних решений. Но есть и поводы для оптимизма. Согласно исследованию центра IMD, Казахстан в рейтинге конкурентоспособности поднялся на 34-е место, обогнав Японию и немного уступив Франции. Особенно высоко оценивается уровень развития бизнес-практик. Это значит, что не все потеряно», — заключил предприниматель.

Есть место оптимизму

Казахстан растет в глобальных рейтингах — несмотря на сложности, есть поводы для уверенности. Согласно последнему исследованию центра IMD, Казахстан поднялся на 34-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности, обогнав такие страны, как Япония, и вплотную приблизившись к Франции. Особенно высоко был оценён уровень деловой среды и качество бизнес-практик.

Абдразаков считает, что будущее — за сбалансированным подходом: одни отрасли должны работать стабильно и «держать базу», другие — активно трансформироваться и адаптироваться. Это требует не просто реформ, а организационной обучаемости — способности бизнеса переучиваться, слышать «голос клиента» и адаптироваться к изменениям быстрее, чем их диктует рынок.

Может быть интересно:

Налоговая не будет проверять предпринимателей до конца года — и вот почему

Ельдар Абдразаков