Казахстанка ушла из найма и открыла пекарню в Астане — бизнес растет каждый год

Фарангиз Шариповой (Ахметовой) 37 лет. Родилась в Таразе в большой семье, где с детства ценили труд и традиции. После окончания Казахской головной архитектурно-строительной академии (KazGASA) в Алматы по специальности «Архитектор» несколько лет работала в строительной компании. Говорит, набиралась опыта. А в 2013 году переехала в Астану, где жили родители. Именно тут, в окружении родных, возникла идея открыть собственное хлебопекарное дело, которое со временем переросло в крупное производство. История Фарангиз продолжает проект «Мой Бизнес».

Вдохновение от бабушки: «10 детей и всё на ее плечах»

По словам предпринимательницы, она с детства воспитывалась на бабушкиных лепешках и самсе, наполненных теплом и заботой. Любовь к хлебу и пекарскому труду оставалась особой ценностью.

«Моя бабушка — человек невероятной силы. Представьте, 10 детей, скромные условия и все на ее плечах. Она вставала еще до рассвета, чтобы успеть замесить тесто, растопить тандыр и испечь лепешки, а потом шла на базар, чтобы продать их и прокормить семью. Для нее это было и тяжелое бремя, и вклад в будущее детей», — говорит Фарангиз.

Все точно было не зря. Когда поняла, что работать по специальности ей больше не хочется, наша героиня решила создать собственную историю — свою пекарню.

«Мы с отцом выросли на этих ценностях и понимали, что хлеб — это не просто продукт, а символ заботы и благополучия. Хотелось предложить жителям столицы вкусный, доступный, качественный, отечественный хлеб», — говорит она.

1 миллиард тенге вложений

Для открытия собственного дела требовались знания и опыт, которых у Фарангиз не было. На первых порах помог отец. Когда семья жила в Таразе, он прошел путь от пекаря до начальника хлебопекарного цеха и владельца собственного бизнеса. Благодаря этому, говорит Фарангиз, удалось быстро разобраться в тонкостях производства.

«Мы сразу решили сделать полноценный цех, а не маленькую пекарню при магазине. Таким образом обеспечить хлебом как можно больше людей», — рассказывает она.

Фарангиз отмечает, что на старте она училась по программе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и фонда развития предпринимательства «ДАМУ» для молодых предпринимателей. В 2014 году получила кредит на 100 млн. тенге на 5 лет под 6%.

«Мы взяли кредит на 100 млн. тенге, а общая сумма инвестиций за все годы составила около 1 млрд. Остальные средства были личными накоплениями, а также поддержкой от семьи и партнеров. Сегодня наш оборот стабильно растет. Средний ежемесячный оборот — около 45–50 млн. тенге, а к концу года планируем выйти на 70 млн. тенге»,— говорит предпринимательница.

Семейный стартап

«Запуском цеха мы занялись в 2013 году. На оформление документов, выкупа здания, закупа оборудования и обучение сотрудников ушло около полугода. Сначала закупили только самое необходимое — по две единицы техники. Когда закрыли первый кредит, смогли расшириться и докупить оборудование, автотранспорт», — говорит Фарангиз.

Сегодня пекарня выпускает 38 видов продукции (ее выпускают под брендом «Нурлы нан») и предоставляет работу более 120 сотрудникам.

«Наши специалисты работают в три смены. Кроме того, у нас 48 реализаторов и столько же помощников-мерчандайзеров, которые развозят продукцию по городу и ближайшим поселкам. Также мы сотрудничаем с детскими садами, школами, больницами, столовыми, магазинами, супермаркетами и кафе», — отмечает предпринимательница.

По словам Фарангиз, среди клиентов пользуется спросом «хлеб на сыворотке», хлеб «здоровье» и, конечно же, фирменные лепешки по рецепту ее бабушки.

«Значительная часть средств идет на сырье, зарплаты, налоги, логистику и обслуживание оборудования.  К слову, стабильный поток заказов и выручки мы почувствовали примерно через год после запуска, когда наладили все процессы и расширили ассортимент», — говорит она.

По мнению владелицы хлебопекарного бизнеса, этот рынок конкурентный. Однако такие условия мотивируют создавать лучшую продукцию.

«Да, рынок действительно конкурентный. Но он мотивирует нас быть лучше. У нас только натуральные ингредиенты: мука от проверенных поставщиков, свежие специи. Делаем ставу на качество продукта и вкус настоящего хлеба, а также запах из детства», — снова повторяет Фарангиз.

Предпринимательница рассказала про нынешние тренды в бизнесе. Правда ли, что среди молодежи хлеб уже не в моде?

«Мы видим, что сейчас идет тренд на ЗОЖ. Но это не означает полный отказ от хлеба. Просто люди хотят более качественных и полезных продуктов. Поэтому мы добавили в ассортимент лепешки с цельнозерновой мукой, бездрожжевой хлеб, самсу с овощами, курицей, нежирной говядиной. Думаем о сбалансированном питании и хотим, чтобы даже традиционная выпечка могла быть частью здорового образа жизни», — рассказывает она.

Трудности и уроки

По словам Фарангиз, первое время после запуска производства было непростое: нехватка квалифицированных кадров, недобросовестные поставщики, проблемы с логистикой и даже мошенничество на миллионы тенге при поставках муки.

«Мы научились быть предельно внимательными в выборе партнеров, всегда имели запасные варианты и строили прозрачные процессы. Бывали случаи обмана или несоответствия качества. Поэтому всегда ведем строгий контроль. Также сырье и энергоресуры сильно влияют на себестоимость. Но мы стараемся удерживать цены для клиентов. Это требует постоянного пересмотра процессов поиска субсидий и работы с государственными программами поддержки.

К тому же квалифицированные пекари сейчас редкость. Мы приглашали людей из разных городов и колледжей, но многие не задерживались. Сегодня в команде остались только надежные сотрудники, проверенные временем, которые нашли здесь не только работу, но и дом.

Уже в этом году мы откроем вторую точку Астане, параллельно тестируем формат «корнеров» в торговых центрах [торговая точка в магазине, кафе или на фудкорте — доп. ред]. А в перспективе хотим выйти на рынок Алматы и других крупных городов Казахстана», —рассказывает Фарангиз.

Предпринимательница поделилась советом для тех, кто мечтает открыть собственную пекарню или хлебобулочный цех.

«Мой главный совет: обязательно поработайте хотя бы несколько месяцев на производстве, чтобы понять все процессы изнутри. Этот бизнес требует огромной энергии, крепких нервов, надежной команды и полной вовлеченности. Нужно быть готовым к рискам и уметь выстраивать взаимодействие с государственными органами, банками, поставщиками и клиентами. Но самое главное — нужно любить свое дело и ценить людей, с которыми вы его делаете», — заключает она.

Вам будет интересно:

Одолжила у мамы 22 тысячи тенге и построила бизнес на юфке. История казахстанки 

пекарняхлебАстана