Из установленной квоты на льготный ввоз электромобилей в Казахстан в 15 000 единиц уже ввезено более 13 000 машин. Это составляет 87,2% от лимита. Проще говоря — льготка заканчивается. В этой связи, депутаты сегодня обратились к премьер-министру с просьбой — ввоз продлить, пишет digitalbusiness.kz
Обоснование
В качестве основного рычага, партия «Ак Жол» акцентирует президентском послании народу от 2024 года:
«Президент Токаев подчеркнул, что переход к зеленой экономике и развитие экологичного транспорта являются стратегическими приоритетами государства. Глава государства отметил, что сохранение здоровья нации невозможно без чистого воздуха, воды и устойчивой городской среды. Одним из действенных инструментов в этом направлении стал льготный режим ввоза электромобилей, освобождающий граждан от уплаты таможенных пошлин и утильсбора. Эта мера показала хорошие результаты в обновлении автопарка и сокращении вредных выбросов. В стране зарегистрировано на данный момент 6,4 миллиона автомобилей, из них более 70 % старше 10 лет. Они выбрасывают в атмосферу в 5-7 раз больше вредных веществ, чем современные авто. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах. Так, в Алматы, по данным экологического мониторинга, до 80 % загрязнения воздуха приходится именно на автотранспорт», — подчеркнул руководитель фракции партии «Ак Жол» Олжас Нуралдинов.
Нельзя отказываться от прогресса
Депутат подчеркивает, что введение льготных условий для электромобилей дало ощутимый эффект.
«Если в 2022 году в страну было ввезено 1245 электромобилей, то в 2024 году их число составило уже 15 700, то есть в 12 раз больше. Этот сектор уже начал формировать собственную экосистему, создавая новые рабочие места, сервисные центры, локальные сборочные площадки, развивая инфраструктуру и обучая специалистов. Параллельно развивалась и сеть зарядных станций. Их количество выросло с 200 до 1200. Однако доля электромобилей в общем парке все еще остается крайне незначительной. В Казахстане она составляет лишь 0,5% от всей массы, тогда как в Китае — 35 %, в Норвегии — 80 %, в странах Евросоюза — более 22%», — акцентирует Нуралдинов.
Не сворачивать проект
В конце 2025 года электрокары в стране подорожают на 30-40% и к ним пропадет всяческий интерес:
«Мы считаем крайне важным поддержать набирающий популярность, но все еще находящийся на старте переход граждан на электромобили. Это позволит защитить наши города от ставшего привычным даже для Астаны ядовитого смога. Между тем срок действия льготного режима на ввоз электроавтомобилей истекает в конце 2025 года, после чего произойдет повышение цен на электромобили на 30–40 %, что приведет к снижению спроса и замедлению роста экологичного транспорта. Неслучайно в недавнем интервью один из лидеров отечественного автомобилестроения Нурлан Смагулов заявил, что без мер государственной поддержки невозможно ожидать бурного роста рынка электромобилей. Считаем, что прекращение льгот подорвет перспективы оздоровления воздуха в наших городах, а также приведет к дальнейшему ухудшению экологии. Еще раз хотим отметить, что в загрязнении атмосферы Алматы 80 % играют именно автомобильные выхлопы», — заключил депутат.
Может быть интересно:
У Казахстана осталось меньше 2 000 квот на льготный ввоз электрокаров