В пятницу вечером Министерство национальной экономики РК опубликовало 2 документа, которые будут регулировать применение СНР на основе упрощенной декларации в 2026 году. Кому оставят упрощенку? Рассказываем подробности.
Кто не сможет использовать СНР
- Те, чей доход превышает 600 тыс. МРП (2, 359 млрд тенге).
- Юрлица с долей участия других компаний более 25%
- Организации, где учредители или участники одновременно участвуют или являются учредителями в других юрлицах на СНР.
- Некоммерческие организации.
- Налогоплательщики (физические лица, индивидуальные предприниматели), являющиеся учредителями или участниками юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.
- Участники СЭЗ, Astana Hub.
- Налогоплательщики, работающие по договорам о совместной деятельности.
Какие ОКЭД в запретительном списке?
Ищите здесь.
Из 1111 ОКЭД ограничение затронет 795 видов деятельности (70% ОКЭД). Но в разрезе налогоплательщиков — это около 30%.
Кто сохранит право на упрощенку
- Упрощенный режим предлагается оставить для порядка 300 видов деятельности, ориентированных на население:
- Розничная торговля на площадях до 2000 кв. м (включая аптеки);
- Розничная торговля путем заказа товаров по почте или через интернет, сетевой маркетинг, а также прочая розничная торговля вне магазинов;
- Услуги проживания, общепита, аренды жилья и транспорта;
- Легкая и пищевая промышленность;
- Пассажирские перевозки;
- Услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования, медицинские и социальные услуги;
- Бытовые и строительные работы для населения;
- Креативная индустрия, спорт, культура;
- Сельское хозяйство.
Зачем это все?
— В итоге упрощенные режимы сохранят около 70% всех налогоплательщиков. Малый бизнес, ориентированный на B2C, продолжит работать по СНР, а более крупные виды деятельности перейдут на общеустановленный режим, — отметили в Минэкономики.
При этом налогоплательщики с оборотом до 40 млн тенге в год при переходе в общеустановленный режим не будут являться плательщиком НДС.
Документ, по словам его авторов, позволит сократить недобросовестное использование СНР, повысить эффективность администрирования, справедливо распределить налоговую нагрузку и создать более благоприятные условия для малого бизнеса.
Что дальше?
Дальше обсуждения на Открытых НПА, консультации с бизнесом и аккредитованными ассоциациями.