Казахстан может стать экономическим лидером региона — в BCG рассказали, как это сделать

Казахстан получил уникальный шанс занять ведущую позицию в Центральной Азии и Каспийском регионе — об этом говорится в новом исследовании Boston Consulting Group (BCG) «Почему инвесторы обращают внимание на Каспийско-Центральноазиатский регион». По оценке аналитиков, окно возможностей откроется уже в 2025 году, но продлится недолго — примерно 10 лет, пишет digitalbusiness.kz

«Следующие 5–10 лет будут решающими для того чтобы преобразовать текущую динамику в долгосрочную ценность для Казахстана и всего региона ЦАК — и конкурировать с более интегрированными, инвестиционно привлекательными рынками», — подчеркнул Михаил Волков, управляющий директор и партнер BCG, руководитель офиса в Алматы.

По его словам, в условиях глобальной перестройки торговли и роста спроса на надежных партнеров, Казахстан может сыграть ключевую роль — при условии, что будет действовать быстро, эффективно и в координации с соседними странами.

Главное — не растерять преимущества

Регион ЦАК обладает населением в 70 млн человек и богатыми природными ресурсами. Казахстан — крупнейшая экономика региона, на его долю приходится:

  • 60% совокупного ВВП стран ЦАК,
  • 75% всех иностранных инвестиций за последнее десятилетие,
  • и самая высокая доля квалифицированного трудового населения (более 50% с высшим образованием).

Однако эти преимущества могут быстро растеряться, если не обеспечить интеграцию внутри региона и не усилить инвестиционную привлекательность. По оценке BCG, Казахстану потребуется дополнительно $94 млрд инвестиций уже в 2025–2029 годах, чтобы реализовать цели роста.

Что мешает росту — и что с этим делать

Одна из ключевых проблем, мешающих региону расти — экономическая разобщенность. Инвестиции, приходящие в одну страну, не распространяются на другие. Это отличает ЦАК от, например, стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), где единый рынок делает вложения более масштабными и привлекательными.

«Только рассматривая четыре рынка ЦАК в совокупности, можно достичь масштаба, сопоставимого с одной экономикой среднего размера — такой как Филиппины, Южная Африка, Египет или Колумбия — по численности населения, объему инвестиций, торговой активности и валовому экономическому продукту».», — отметил Константин Полунин, партнер и директор BCG, один из авторов исследования.

Четыре сценария будущего для Казахстана

Аналитики BCG выделили четыре возможных пути развития региона — от сырьевого роста до логистического центра. Вот краткое описание каждого:

Клондайк – высокий спрос на сырье и открытая торговля. Быстрые, доходные сделки, но без глубокой диверсификации.

Эпоха сложных сделок – сырье по-прежнему важно, но инвесторы требуют комплексного подхода (например, вложений в промышленность). Этот сценарий может быть самым выгодным для Казахстана.

Штиль – низкий спрос и слабые сделки. Придется полагаться на внутренние силы и региональное сотрудничество.

Расцвет посредничества – акцент смещается на логистику и интеграцию в цепочки поставок. Казахстану важно развивать инфраструктуру и экспортную переработку.

Действовать сейчас

Исследователи подчеркивают: успех будет зависеть от совместных усилий государства и бизнеса. Нужна координация политики, инвестиционные стимулы и понимание того, какой сценарий наиболее реалистичен — и желателен.

«Неопределенность — одно из самых часто упоминаемых слов в правительствах и на заседаниях советов директоров по всему миру. Это не новое слово. Но сегодня вызовы иные, а скорость изменений значительно выше. В таких условиях и государству, и бизнесу необходимо мыслить сценариями, опираясь на систему сигнальных индикаторов и встроенные механизмы адаптации.

При этом важно понимать: мы не просто наблюдаем за развитием событий, а способны влиять на то, какой из сценариев реализуется. Государство может это делать через экономическую политику, налоговые и регуляторные решения, инфраструктурные проекты и образование. Бизнес — через инвестиции, инновации, управление цепочками поставок и создание новых рабочих мест. Вместе, общими усилиями, можно направить экономику к целевому сценарию и превратить неопределенность в пространство возможностей», — говорит Константин Полунин.

Может быть интересно:

Мажибаев: бизнес хочет знать, куда пойду 1,5 трлн, вырученные от внедрения нового Налогового кодекса

BCGисследованиеКазахстан