Казахстан готовится к реформе пенсионной системы. С 2026 года частные управляющие компании получат больше полномочий по инвестированию средств, а вкладчики смогут самостоятельно выбирать стратегию — от консервативной до агрессивной. Уже сейчас доходность частников превышает показатели ЕНПФ, что усиливает запрос на конкуренцию и прозрачность.
Digital Business узнал у исполнительного директора Ассоциации Qazaq Association of Minority Shareholders (QAMS) Данияра Темирбаева, способны ли новые правила сделать пенсионные накопления действительно прибыльными, готова ли пенсионная система к конкуренции и какие риски при этом придется принять.
Что изменится для казахстанцев в 2026 году
— Насколько реально, что индивидуальные инвестиционные портфели действительно принесут более высокую доходность казахстанским вкладчикам, учитывая уровень развития нашего фондового рынка?
— Речь идет не столько об «индивидуальных портфелях», сколько о возможности владельцев пенсионных счетов самостоятельно выбирать стратегию инвестирования своих накоплений в соответствии со своим риск-профилем. Очевидно, что он во многом зависит от возраста.
Ближе к пенсионному возрасту люди, как правило, менее склонны к риску. В этом случае подходит консервативная стратегия: больше государственных ценных бумаг и облигаций с высоким кредитным рейтингом, меньше акций и уж тем более производных финансовых инструментов.
Молодые вкладчики чаще готовы к риску, ведь до пенсии еще далеко. Для них может быть интересен агрессивный портфель: больше акций, опционы и иные производные бумаги, меньше государственных ценных бумаг и при этом корпоративные облигации не обязательно с высоким рейтингом.
Сегодня у вкладчиков ЕНПФ нет возможности выбирать стратегию исходя из своего уровня толерантности к риску. Клиент полностью зависит от управляющей компании Национального банка. Даже если часть накоплений передана в управление частной УК, клиент все равно лишен выбора между продуктами. Он не может сказать: «Давайте часть моих пенсионных активов вложим агрессивнее — в уран, медь, китайские биотехнологии».
Таким образом, вкладчик фактически минимально участвует в судьбе своих будущих пенсионных выплат. По сути, он отстранен от этого процесса.
Что не так с накопительной системой в Казахстане
— В каких странах подобные реформы уже проходили, и чему Казахстану стоит поучиться на чужих ошибках и успехах?
— У каждой страны был свой путь, поэтому заимствовать опыт в чистом виде было бы неправильно. Здесь должна работать рыночная логика и принципы финансовой индустрии в управлении пенсионными активами.
Управление пенсионными активами — это марафон, а не спринт. Результаты можно оценивать только на длинной дистанции. Но уже сейчас очевидны слабые места нашей накопительной пенсионной системы:
- отсутствие у вкладчиков выбора продуктов и стратегий;
- регулирование, которое фактически мотивирует управляющие компании придерживаться одной модели — минимизировать риски и делать ставку почти исключительно на государственные ценные бумаги.
С точки зрения рыночной логики, у вкладчика должен быть выбор: хочет консервативную стратегию — остается в ЕНПФ; готов к умеренному или агрессивному портфелю — идет к частным управляющим, где должен быть доступ к разным продуктам в зависимости от риск-профиля.
Ключевой вопрос — гарантии государства по доходности не ниже инфляции. Сейчас они распространяются как на государственные, так и на частные управляющие компании. Последние обязаны компенсировать вкладчикам убытки, если доходность окажется ниже инфляции. Именно поэтому акционеры частных УК не готовы рисковать собственным капиталом, а менеджмент вынужден играть «в защиту» и ориентироваться на ГЦБ.
А есть ли риски?
— Какие ключевые риски могут ждать граждан при переходе на новую систему: от волатильности рынков до недобросовестности управляющих компаний?
— Риски существуют всегда. На финансовых рынках невозможно получить доходность, не принимая на себя рисков. Важно другое — соотношение риск/доходность и принципы инвестирования, в первую очередь диверсификация.
Действующая система управления пенсионными активами в Казахстане фактически замыкает все риски на государстве. Если плохо сработала управляющая компания Нацбанка или доходность ЕНПФ оказалась ниже инфляции, разницу покрывает бюджет. Вкладчик в такой системе может всегда перекладывать ответственность на государство.
При этом само государство получает возможность использовать средства ЕНПФ под видом финансирования разных проектов. Такая модель управления не может бесконечно существовать, она слишком уязвима.
— Учитывая низкий уровень финансовой грамотности, смогут ли казахстанцы самостоятельно формировать осознанные портфели, или им все равно будут навязывать «типовые» решения?
— Низкая финансовая грамотность не должна становиться аргументом против реформ. Наоборот, она будет постепенно расти по мере того, как у рынка появится динамика и выбор продуктов.
Сегодня у нас ситуация обратная: регулирование «идет впереди» рынка. Сначала строят административное здание, а потом ждут инвесторов. Но инвесторы идут туда, где есть гибкое регулирование, способное быстро адаптироваться к изменениям. И именно появление конкуренции, а не директивные решения сверху, поднимет уровень знаний населения.
— Должно ли государство брать на себя обязательство по минимальной гарантированной доходности, или это противоречит самой сути инвестиционного подхода?
— Если речь идет о деньгах, которыми управляет государство, то гарантии минимальной доходности оправданы. В этом случае вкладчик получает надежность, но доходность ограничивается уровнем чуть выше инфляции.
Если же человек хочет большего дохода, он должен быть готов к рискам и обращаться к частным управляющим компаниям.
Куда уйдут пенсионные деньги
— Может ли приток пенсионных денег на фондовый рынок стать драйвером для развития экономики и бизнеса, или эти средства в реальности будут направляться преимущественно в зарубежные активы?
— Инвестиции в зарубежные активы не стоит рассматривать как «отток капитала». Так поступают крупнейшие фонды мира — например, норвежский нефтяной или суверенные фонды стран Персидского залива. Большая часть их активов инвестирована в США, Европу, Японию, Китай, Сингапур, Корею и другие рынки. Важно не то, где именно инвестируются деньги, а то, где они будут тратиться. В конечном счете пенсионные выплаты будут потребляться в Казахстане.
Пенсионные накопления — это длинные деньги, которые формируют базу для институциональных инвестиций. Розничные инвесторы дают ликвидность рынку, но их вложения носят краткосрочный характер. Долгосрочный спрос на бумаги создают институционалы — пенсионные фонды и управляющие компании.
Поэтому приток пенсионных денег действительно может оживить фондовый рынок и создать долгосрочный спрос на локальные ценные бумаги. Однако одного этого недостаточно. Нужно больше эмитентов и новых инвестиционных идей. В индексе KASE всего десять акций — этого явно мало. Второй ключевой фактор — реформа корпоративного управления. Особое значение имеет защита интересов миноритарных акционеров, ведь большинство публичных компаний в индексе KASE имеют государственное участие.
Вам может быть интересно