В Алматы и Астане мошенники под видом инвестиций в iPhone собрали у частных инвесторов около 400 миллионов тенге. По схожей схеме другая группа злоумышлеников взяла у своих друзей и родственников 700 млн тенге в Алматы. Люди продавали квартиры, брали кредиты, в итоге остались без денег. Не меньшей проблемой для потерпевших стало то, что полиция и прокуратура месяцами тянут расследование.
Digital Business Finance поговорил с представителем сообщества частных инвесторов UNIMO Ириной Абасовой и журналисткой Альбиной Онербаевой о том, как были организованы схемы, почему люди соглашались на вложения и с какими трудностями потерпевшие сталкиваются в поисках справедливости.
«Они заранее изучили правила нашего сообщества»
— Ирина, расскажите, как произошло знакомство с мошенниками и сколько денег потеряли инвесторы из вашей группы?
— Деньги люди из нашего сообщества передали в декабре-марте 2023 года. А поняли, что попали к мошенникам, в июне прошлого года, примерно через год после передачи. Заявление в полицию написали 21 человек, хотя на самом деле пострадавших больше — 36 человек. Я тоже передала деньги мошенникам и уже год представляю нашу группу. Общая сумма ущерба — около 250 млн тенге.
— Как работала мошенническая схема?
— Мошенники привлекают деньги на покупку и продажу техники Apple, в основном iPhone, на маркетплейсах. Они предлагали 36–40% годовых в качестве дивидендов с ежемесячными выплатами. Это не баснословные прибыли, а стандартная ставка, которую обычно рассматривают инвесторы.
Мы ездили к ним в офис в Астану, который располагался в бизнес центре в элитном районе. Они показали нам документы и скриншоты, в которых указывалось, что оборот исчисляется сотнями миллионов тенге.
Затем брали деньги на закуп товара. Первые два-три месяца платили дивиденды, потом выплаты прекратились. На наши вопросы отвечали, что налоговая служба заблокировала их счет, но они вскоре решат этот вопрос.
— Как они обманывали инвесторов после прекращения выплат?
— Показывали скриншоты из кабинета налогоплательщика, где было указано, что счет заблокирован. Прошло две-три недели, и они сказали, что нашли еще один способ. Деньги якобы поступили на счет другого лица в банке. Потом написали, что дивиденды перечислили. Мы ждали еще несколько дней, но денег не было. Спросили у них, снова показали скриншоты платежек как подтверждение.
Сейчас уже понятно, что платежки поделали, а никаких денег на счетах не было. Мы наивно ждали два месяца. В конце концов они признались, что у них проблемы, но они боялись нам рассказать. Якобы их ограбили, вынесли всю технику со склада. И главное: денег больше нет.
— Что это за люди? Профессиональные преступники?
— Это молодые предприниматели до 30 лет, граждане Казахстана. Они тусуются в бизнес-тусовке. О нас им рассказала предпринимательница, с которой наше сообщество работает уже три года. Она привлекала инвестиции, и никаких проблем с ней не было.
Внешне производили впечатление респектабельных молодых предпринимателей, у которых есть опыт. Коммуникации вели профессионально. Свой бизнес презентовали как онлайн магазин в Kaspi. В нашем деле фигурируют трое подозреваемых. Один из них два года назад пытался привлечь деньги в нашем сообществе, но тогда его проект не вызвал доверия, и мы отказались.
На фото скриншот переписки с мошенниками
— Что убедило вас вложиться? Почему их предложение показалось надежным?
— У них хорошо проработанная история, и готовятся они основательно. Во-первых, арендуют офис и открывают онлайн-магазин. Обязательно делают реальные продажи техники. Заводят страницы в соцсетях, которые ведут профессионально. Готовят витрину, создают хотя бы минимальный бизнес-след. Мы своими глазами видели в офисе стеллажи с техникой Apple и работающих сотрудников.
Через два месяца после того, как они прекратили выплаты, мы снова поехали в их офис. Персонал бизнес-центра сказал, что они съехали. Самое важное, что вызвало наше доверие: они предоставили все документы. Как я сейчас понимаю, заранее изучили правила нашего сообщества. Поняли, на что мы смотрим в первую очередь.
— Что произошло с мошенниками?
— Есть другая группа пострадавших в Астане, которых обманули эти же мошенники на 150 млн тенге. В целом они собрали около 400 млн тенге вместе с нашими деньгами. Пострадавшие из Астаны написали заявление раньше нас. Мошенников задержали, недавно был суд. Из трех подозреваемых посадили только одного на шесть лет.
Это обычный предприниматель, у которого жена и двое детей. Как я думаю, желание заработать сразу легкие миллионы, а потом отсидеть срок, выйти и воспользоваться этими деньгами затягивает людей. Мы требуем, чтобы судили всех.
«Если бы эту схему пресекли еще год назад, не было бы страданий на миллионы»
— Как складывалось взаимодействие с правоохранительными органами?
— 14 октября 2024 года мы обратились в городское управление полиции Астаны. По закону заявление должны были зарегистрировать, начать досудебное расследование и завершить его в течение трех месяцев. Однако это сделано не было.
Потом дело перевели в Алматы, потому что большинство пострадавших проживают здесь. Алматинская полиция зарегистрировала наше заявление в Едином реестре досудебных расследований 12 февраля 2025 года после наших многочисленных обращений. В июне 2024 года мы обратились в прокуратуру Алматы. Прокуратура ответила, что наше дело было приостановлено в декабре 2024 года. Но как оно могло быть приостановлено в декабре, если тогда еще не было даже регистрации?
Мы хотим привлечь внимание не только к самим мошенникам, но и к тому, как расследуются подобные дела. Это системная проблема: жертвами становятся многие люди, и почти все они сталкиваются с безразличием со стороны правоохранительных органов.
— Как этот случай повлиял на доверие в вашем инвестиционном сообществе?
— В истории нашего сообщества это второй случай мошенничества. В первый раз сумма была небольшой. Наши инвесторы не те, кто вкладывает последние деньги в проекты. Примерно 20% потеряли веру в эту сферу инвестирования. Остальные продолжают инвестировать, просто поняли, что есть риски.
Почему мы решили идти до конца? Хотим, чтобы в следующий раз мошенники знали, если они обращаются к нам, то мы доведем дело до справедливого итога и они понесут наказание и вернут деньги. Если бы эту схему пресекли еще год назад, наказали по всей строгости, не было бы страданий на миллионы.
За четыре года работы мы сталкивались с честными предпринимателями, которые по естественным причинам не могли вовремя платить дивиденды, но в итоге выполняли свои обязательства. Мы готовы идти навстречу предпринимателям, когда у них проблемы.
Есть еще одна группа потерпевших из 50 человек, которых по похожей схеме обманули другие мошенники. Они тоже долгое время не могли достучаться до полиции и прокуратуры. И у нас, и у другой группы пострадавших есть люди, которые были коллегами и друзьями преступников. Мошенники входят в доверие и к знакомым, и к незнакомым людям.
Еще одна история о мошенниках
Еще одна группа потерпевших вложила сотни миллионов тенге, доверившись своим давним друзьям. Подробности — в рассказе журналистки Альбиной Онербаевой.
«Решили за год заработать столько, чтобы купить жилье за наличку»
— Альбина, как вы узнали о тех, кто предлагал вложиться в перепродажу техники?
— Это были наши близкие друзья. Семейная пара, дружили с ними около восьми лет. В 2022 году они резко разбогатели, часто ездили за границу, покупали автомобили себе и родителям, приобрели элитную недвижимость в Алматы.
Нам рассказывали, что зарабатывают на перепродаже смартфонов. Закупают iPhone в Казахстане и продают их на Ozon. У них якобы заключен договор с маркетплейсом, который выкупает партию, а через один или два месяца возвращает деньги с маржой 30-35%. Объясняли, что из-за войны в Украине в России продажа iPhone запрещена, поэтому их выгодно покупать в Казахстане. При встречах говорили, что мы тоже можем заняться этим бизнесом. Поначалу мы с мужем скептически отнеслись, но после того, как побывали на их новоселье, задумались.
— Сколько денег вы передали?
— В 2024 году муж продал машину и передал им первые 2,8 млн тенге наличными. Они настаивали именно на наличке, потому что не хотели связываться с банковскими переводами.
Через какое-то время мы подумали продать свою квартиру в ипотеке, потому что ежемесячный платеж был для нас некомфортным. Решили за год заработать на инвестициях столько, чтобы купить жилье за наличку.
Быстро продали квартиру и передали им еще 14 млн тенге. Кроме того, заняли 33,5 млн у своих родственников и в итоге отдали около 50 млн тенге. В итоге остались без квартиры и с долгами.
— На каких условиях обещали доход, как оформляли отношения?
— Обещали около 30% за один-два месяца, то есть примерно 500 тысяч тенге прибыли. Сначала все было на доверии, мы же друзья. Потом они открыли ТОО и предложили заключить инвестиционные договоры с обязанностями сторон.
Директором поставили 22-летнего парня. Хотя когда мы приходили в офис, было видно, что всем руководят наши знакомые.
Глава семьи говорил: «Я соучредитель, все контролирую и гарантирую». Уверял, что их элитная квартира будет условным залогом. Если что-то пойдет не так, он ее продаст и вернет наши деньги. Затем они арендовали офис. Как мы понимаем сейчас, это была лишь видимость крупного бизнеса с оборотом в 1 млрд тенге.
— Сколько человек попалось на эту схему?
— Кроме нас деньги вкладывали другие люди, друзья и родственники этих людей. Кто 50 млн, кто 100 млн тенге. Многие залезли в кредиты и даже заложили жилье, рассчитывая на обещанные выплаты. В деле порядка 40 потерпевших.
По нашим подсчетам, через это ТОО прошло около 700 млн тенге.
«Элитная квартира за 100 млн тенге оказалась арендной»
— Были ли реальные выплаты?
— Несколько раз они перечислили нам дивиденды, около 3 млн тенге. Один раз муж купил у них iPhone 15 Pro. Никаких шоурумов или складов мы не видели, только слова и скриншоты.
— Когда начались проблемы? Какие объяснения вы слышали?
— В ноябре 2024 года они сказали, что у них начались проблемы с налоговой. Нам говорили не переживать, выплаты будут. Потом заявили, что меняют банк из-за проблем. Постоянно повторяли, что идут задержки.
В конце января заверяли, что деньги будут «на неделе». Напряжение спало, люди вновь поверили, многие взяли новые кредиты, ожидая скорых выплат. Мы тоже взяли кредиты.
Ближе к лету было сказано, что деньги поступили на счет, но их проверяет комплаенс банка. Потом один из вкладчиков, бухгалтер, проверил по своим каналам и выяснил, что никаких поступлений никогда и не было.
— Что выяснилось, когда вы начали разбираться?
— В июле этого года терпение лопнуло. Та сторона продолжала говорить про официальные задержки, показывала переписки. Когда посмотрели iCloud, стало видно, что переписки с банком и Ozon создавали сами.
Нашли скриншоты переводов: ежемесячно по 20–30 млн тенге уходило одному из членов семьи. Когда мы спросили его напрямую, понимает ли он, что это была пирамида, тот ответил, что деньги раздавал вкладчикам, но большую часть тратил сам. На просьбу вернуть средства сказал, что не собирается, потому что не считает себя виноватым. Элитная квартира за 100 млн тенге оказалась арендной.
— Как развивается расследование?
— 40 потерпевших написали заявление на директора. Его задержали, по последней информации он находится под арестом на два месяца. После мы написали отдельное заявление на семейную пару в полицию Бостандыкского района. Следствие длится почти четыре месяца.
Поначалу оно двигалось, допросили 5 из 40 потерпевших. Но сейчас нет ни очных ставок, ни допросов. Следователи на связь почти не выходят. Мы писали в городскую и Генеральную прокуратуру, Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), нас отсылают в полицию Бостандыкского района.
Мы добиваемся, чтобы расследование забрал Департамент полиции Алматы или АФМ. У районной полиции не хватает полномочий, чтобы квалифицировать дело как финансовую пирамиду. Для нас главное не только посадить подозреваемых, но и вернуть свои деньги.
Вам может быть интересно
Финансовая пирамида «Asar Baspana» маскировалась под потребительский кооператив. Раскрыта сх