«Правила игры меняются». Глава розницы БЦК – об ипотеке, переводах и инвестициях

19 сентября Банк ЦентрКредит отметит свой 37-й день рождения. В преддверии этой даты вице-президент банка по развитию розничного бизнеса Жулдыз Кайржанова рассказала, что мотивирует банки к переходу от закрытых экосистем к открытым, как будет меняться ипотечный рынок Казахстана и почему живая конкуренция — это всегда хорошо для клиентов.

«С этой инициативы начнет меняться рынок и подтолкнет основных игроков к новым вызовам»

— В последние годы в Казахстане растет популярность международных денежных переводов. Какие преимущества есть у клиентов Банка ЦентрКредит?

— Международные переводы для нас – одно из ключевых направлений. Банк стремится развивать торговые и социальные отношения в регионе, а это возможно, только если будут инструменты. В том числе это касается переводов между физлицами. И этих инструментов должно быть действительно много, чтобы каждый клиент мог подобрать себе подходящий. Именно поэтому мы заключаем соглашения с международными платежными системами и иностранными банками, а также занимаемся собственными разработками.

Каждый год стабильно растет количество переводов по системе SWIFT – это самый надежный способ отправки денег в дальнее зарубежье. Из нового в этом году запустили переводы по номеру телефона в Узбекистан для частных лиц, а также удобные переводы в Китай через UnionPay. Первыми среди банков второго уровня внедрили получение переводов «Золотая Корона» онлайн в мобильном приложении – без необходимости идти в отделение банка.

— Как клиенты оценили новый сервис «Цифровой нотариус» в мобильном приложении и на кого рассчитана эта услуга?

— Цифровой нотариус – это услуга, которую многие ждали. Как и другие государственные сервисы, она помогает людям экономить время.

Казахстанцы оценили новый сервис позитивно, и даже стали активно делиться этой новостью в соцсетях, сопровождая ее своими историями, как он может помочь в жизненных ситуациях.

— Что банк думает по поводу единого QR для оплаты?

— Это важный шаг навстречу упрощению процесса оплат. БЦК в числе первых поддержал эту инициативу Нацбанка и готов запускать единый QR на своих терминалах. Скоро предпринимателям не нужно будет ставить 2 и более pos-терминалов и спрашивать у клиента, каким банком он хочет оплатить.

Правила игры меняются, мотивируя банки к переходу от закрытых экосистем к открытым. С этой инициативы начнет меняться рынок и подтолкнет основных игроков к новым вызовам. Живая конкуренция — это всегда хорошо. И в первую очередь для клиентов.

«Важнее помочь клиенту, а не продать в моменте»

— Что будет с ипотекой?

— Ипотечные кредиты начали адаптироваться под новые условия законодательства летом нынешнего года. Это касается как изменений в части ГЭСВ, так и сделок с недвижимостью.

В Казахстане наблюдается существенный рост спроса, но предложение ограничено. В настоящее время с учетом возможных изменений держим руку на пульсе и готовы в любой момент подстраиваться под обновленные требования к ипотечным продуктам.

— С 2026 года казахстанцев ждет ужесточение условий кредитования. Как это отразится на клиентах Банка ЦентрКредит?

— Мы традиционно придерживаемся социально-ответственного кредитования без значительного увеличения текущего коэффициента долговой нагрузки (КДН). Если видим, что КДН клиента уже достаточно высок, предлагаем займ на меньшую сумму. Так мы частично ограничиваем, предупреждаем человека об имеющейся долговой нагрузке. Для нас важнее помочь, чем продать в моменте.

Последние нововведения приведут к повышению ответственности всех заинтересованных сторон. Это логичные шаги в сторону изменения отношения казахстанцев к заемным средствам.

«Наша цель – миллион активных инвестиционных счетов»

— Сейчас набирает популярность тема инвестиций. Ранее БЦК анонсировал отмену комиссии на покупку и продажу акций до конца года – получилось ли это сделать?

— Мы проводим большую работу по информированию клиентов о возможностях торговли ценными бумагами на казахстанской бирже KASE. Наша цель – миллион активных инвестиционных счетов. Всплеск интереса наблюдаем среди аудитории 24-35 лет. Движущей силой тут стала соцсеть Threads, где активно обсуждаются торговые идеи, прогнозы и новости компаний, в том числе по акциям нашего банка. Это хороший сигнал к дальнейшему развитию фондового рынка.

Поэтому мы отменили все комиссии до конца текущего года. Недавно запустили интрадей-торговлю акциями на KASE и KASE Global. Теперь активы (ценные бумаги и денежные средства) мгновенно зачисляются в инвестиционный портфель пользователей – не нужно, как раньше, ждать 2 рабочих дня после сделки. Соответственно, за один торговый день можно провести больше сделок.

Для удобной конвертации в приложении есть FX-обменник с курсами, приближенными к биржевым. Если нужны доллары США для покупки акций сектора KASE Global, это можно сделать за пару кликов.

— Как себя зарекомендовала система оплаты по ладони через систему Junior ID в школах Казахстана? Сколько школ уже вовлечены и будет ли проект масштабироваться?

— Пилот запущен в нескольких частных школах, где запрещены смартфоны. Есть заинтересованность от других учебных заведений, с которыми мы ведем переговоры, однако говорить о масштабировании проекта пока рано.

Для себя сделали вывод, что продукт универсальный и подойдет также для других сфер – например, для крупных предприятий, заводов и фабрик. Им можно пользоваться как для оплаты в столовой, так и для аналитики, учета и идентификации сотрудников.

«Подписки уже закрепились в разных сферах: музыке, кино, играх. Настало время банков»

— Есть ли потенциал роста у банковских подписок?

— Подписки стали стандартом для ритейла. Поэтому в нынешнем году для действующих клиентов мы первыми внедрили подписочную модель BCC Plus. Она позволяет пользователю самостоятельно выбирать пакет дополнительных услуг в зависимости от своих потребностей. Один хочет получать больше кешбэка, другой – снимать деньги в банкомате без комиссии.

Подписки уже закрепились в разных сферах: музыке, кино, играх. Некоторые кофейни даже ввели их для постоянных гостей. Настало время банков.

— Какие ваши ближайшие планы?

— Планов много. Скоро представим новую криптокарту как логичное продолжение развития истории криптобирж в приложении bcc.kz. Ожидаем запуск единого QR вместе с еще несколькими банками. Продолжим работу по привлечению новых партнеров и совершенствование действующих сервисов. Обновим предложения по карточным продуктам, в том числе по одной из самых популярных премиум-карт в Казахстане – #IronCard.

Также планируем улучшить аналитику по ежемесячному личному бюджету для пользователей bcc.kz. Помогать клиентам следить за тратами, анализировать их и предлагать рекомендации будет автоматизированный финансовый консультант.

Жулдыз КайржановаBCC.KZипотекаБанк ЦентрКредит