«Большинство ученых делают не то, что нужно людям. Я захотел это изменить». Ex-CTO Mirai Tech Азамат Ешмухаметов о пути из науки в стартап

16 лет своей жизни Азамат Ешмухаметов посвятил науке. Скорее всего, продолжал бы строить академическую карьеру и дальше, если бы не одно но: со временем Азамат заметил, что большинство разработок, над которыми трудятся ученые в Казахстане и мире в целом, никак не связаны с реальными потребностями людей. Так наш герой оказался в стартапе Mirai Tech, который разрабатывает умные стельки для борьбы с плоскостопием, асимметрией и другими болезнями ног.

В рамках конкурса лучших СТО стартапов, который Digital Business проводит совместно с Yandex Cloud, мы пообщались с Азаматом и узнали о специфике позиции техдиректора в стартапе с собственным хардом, сложностях разработки продукта и уроках доверия к команде, после которых проект заработал гораздо быстрее.

«Моя мотивация как СТО — приносить реальную пользу людям с помощью науки»

— Азамат, насколько знаем, вы — человек науки. Расскажите о своем бэкграунде в этой сфере.

— Я выучился на бакалавра по специальности «Приборостроение» в Satbayev University в Алматы. Затем продолжил образование в Великобритании, а еще в Японии, где окончил магистратуру и докторантуру по робототехнике. Позже в Казахстане защитил докторскую по приборостроению. У меня две докторские степени.

В науке уже больше 16 лет. Сегодня руковожу лабораторией, преподаю, параллельно занимаюсь интеграцией искусственного интеллекта в хард — роботов и другие устройства.

— Зачем из мира академических достижений ушли в стартап и стали заниматься Mirai Tech?

— Многие ученые в Казахстане и в мире в целом имеют особенный майндсет. Они разрабатывают то, что хотят, а не то, что нужно людям, бизнесу или рынку. Поэтому, если посмотреть на все патенты, только 5% от общего числа имеют конкретное применение. Все остальное оседает и нигде не применяется.

Мне захотелось это изменить и начать делать то, что действительно будет востребовано. В том числе поэтому объединился с Гульнур Калимулдиной, основателем и нынешним CEO Mirai Tech. До этого момента мы с Гульнур уже разрабатывали гибкие самозаряжающиеся сенсоры. Эти устройства умели воспринимать изменения в окружающей среде (например, давление) и преобразовывать их в сигналы, которые можно проанализировать.

Затем, после разработки, начали изучать рынок и смотреть, какие потребности можем решать с их помощью. Так у нас появились «умные стельки» с этим самым сенсором. Сформировали для себя несколько интересных задач в области медицины и профессионального спорта:

  • Первая задача — выявление плоскостопия. Мы смогли находить заболевание практически со стопроцентной точностью и классифицировать по категориям.
  • Вторая задача — анализ асимметрии походки. Если она превышает 10%, то риск повторной травмы у спортсмена очень высокий. Мы создали стельки с сенсорами, которые собирают данные.

Данные о сигналах и зонах контакта анализирует нейросеть. ИИ смотрит, правильно ли человек ходит, как наступает, и предсказывает вероятность повторной травмы, если лечение не завершено. Так мы даем рекомендации, которые помогают при составлении протоколов лечения.

Процесс тестирования «умных стелек»

Мы сознательно делали технологию, которую можно использовать массово. Например, аналог от компании Noraxon стоит около 500 тысяч долларов и недоступен большинству. Мы хотели, чтобы наши стельки могли применять и дети, и пациенты государственных и частных больниц, и спортсмены, поэтому смогли сделать продукт во много-много раз дешевле.

То есть лично моя мотивация как СТО проекта — коммерциализировать научные разработки и делать так, чтобы наука приносила реальную пользу людям.

«75% компонентов наших устройств — казахстанская разработка»

— Вы в проекте с основания, видели все этапы его становления. Какое самое сложное техническое решение пришлось принять?

— Mirai Tech — стартап с собственным железом. Обычно хард имеет довольно много проблем и уязвимостей, поэтому для меня он стал одним из ключевых вызовов этого проекта.

Мы не могли использовать готовые платы и микроконтроллеры — существовавшие на тот момент устройства не подходили для наших задач. Пришлось собирать железо и прошивку для него с нуля. Часть электроники, конечно, заказывали за рубежом, но в итоге в готовом продукте 75% компонентов — это казахстанская разработка, которую мы собирали в лабораториях. Чтобы наладить стабильный выпуск плат, потребовалось около трех-четырех месяцев ежедневной кропотливой работы.

Еще один вызов — унификация данных. Разные сенсоры давали разные сигналы, нужно было добиться повторяемости. Это заняло много времени и усилий.

Мы также занимались дизайном продукта. Использовали опыт в робототехнике и 3D-моделировании, чтобы создать корпус и стельку. В Казахстане экспертизы в этой области мало, поэтому приходилось учиться самим.

— А какая проблема стала для вас неожиданной?

— Расскажу не о процессе разработки, а о результате, который мы получили после обработки данных спортсменов. Потому что это важная проблема не только для нас.

Когда начали тестировать устройство на профессиональных спортсменах, выяснили, что многие скрывают свои травмы. Внешне они ходят нормально, но данные показывают сильную асимметрию. Спортсмены не признавались, потому что боялись потерять место в стартах и зарплаты. Это стало неожиданностью. Мы поняли, что наши устройства показывают то, что нельзя заметить визуально. Кроме того, выявили еще одну проблему: многие спортсмены не дают организму полностью восстановиться.

«Раньше занимался микроменеджментом и демотивировал команду. Так делать нельзя»

— Расскажите об ИТ-инфраструктуре проекта и как она организована?

— Mirai Tech сочетает в себе железо, софт и искусственный интеллект. Основная система написана на C++, модули ИИ — на Python. Для работы мы использовали Google Colab.

Но самое сложное при организации инфраструктуры было не в коде, а в сборе и разметке данных. Мы разработали методику обработки сигналов: разрезали их на паттерны, анализировали повторяющиеся элементы. Если паттерн встречался больше пяти раз в минуту, мы классифицировали его как норму или отклонение. Такой подход использовали впервые. Насколько известно, до этого никто в Казахстане подобным образом сигналы не обрабатывал.

— Сколько человек в вашей технической команде?

— Семь: специалист по машинному обучению, CAD-дизайнер по хардвейр-части, инженер-электронщик, дизайнер продукта, разработчик софта и два эксперта по ИИ. В проекте нам удалось собрать сильных специалистов, которые способны быстро обрабатывать обратную связь и учиться решать вопросы, которые даже не входили в наши привычные зоны ответственности. Горжусь тем, какой коллектив получился.

— Семь человек — достаточно крепкая техническая команда для стартапа. Как устроена культура взаимодействия между специалистами?

— Культура взаимодействия — это то, чему я учился сам как CTO. Когда я только-только начинал в роли технического директора, пытался контролировать все процессы. Мог по несколько раз за день собирать статусы по задачам и интересоваться вообще всем, что происходит у ребят. Позже понял, что трачу на это много времени и могу демотивировать команду — а так делать нельзя.

Поэтому со временем мы разделили работу на три блока: железо, электроника и сенсорика. Эти команды стали работать автономно и напрямую взаимодействовать между собой. А я подключался только к ключевым вопросам. В итоге команда стала более самостоятельной. Люди начали брать ответственность, и процессы ускорились. Теперь они без моей помощи разрабатывают продукт дальше — и делают это прекрасно. Лично для меня это было очень сложно — перестать заниматься микроменеджментом.

Так что наша культура — это отсутствие контроля, ответственность за результат и полное общее доверие.

«Я ушел с позиции СТО Mirai Tech и учу детей робототехнике с применением ИИ»

— Расскажите, чем вы гордитесь как CTO?

— Когда мы говорили о мотивации перехода из науки в стартапы и бизнес, я сказал, что хочу решать реальные потребности людей. Поэтому моя гордость — это весь проделанный путь и фидбэк, который мы получаем от пользователей. Вот лишь пару примеров:

  • Во второй детской больнице Алматы наши стельки применяли для мониторинга пациентов до и после операций. Врачи отмечали, что протоколы лечения стали составляться быстрее и эффективнее.
  • В центре спортивной реабилитации InMotion делились, что технология ускоряет процесс восстановления.

Для нас такие отзывы — главное подтверждение ценности продукта.

Я также горжусь командой. Мы доказали, что в Казахстане можно создавать решения мирового уровня. Прочувствовали это на научной конференции в Китае, когда посмотрели на лидеров нашей сферы и поняли, что находимся на с ними одном уровне.

— Знаем, что во второй половине 2025 года вы ушли с позиции CTO в Mirai Tech. Чем занимаетесь сейчас?

— Моя работа в Mirai Tech не завершена полностью: я по-прежнему консультирую ребят и помогаю продукту развиваться, просто не в той степени вовлеченности.

Но сейчас я вернулся к тому, что меня привлекало с самых ранних лет. Я всегда мечтал разрабатывать роботов и учить детей. Чтобы объединить эти вещи, создал проект ZiyatTech. Название происходит от казахского слова «зият», что означает «интеллект».

Мы учим детей создавать роботов, которыми можно управлять с помощью ИИ. Чтобы продукт стал массовым, до предела упростили интерфейс и смогли собирать модели из самых дешевых комплектующих.

Сейчас хочу сделать так, чтобы робототехника с применением ИИ оказалась доступна как можно большему числу школ в Казахстане.

рейтинг CTOMiraiTechАзамат ЕшмухаметовYandex Cloud