Digital Business совместно с Astana Hub запускает проект «100 стартап-историй Центральной Азии». В нем будем рассказывать о проектах из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, которые имеют шансы стать будущими «единорогами». Среди них будут как ИТ-компании, которые уже нашли свой product market fit и начали международную экспансию, так и молодые стартапы с большими перспективами. Проект будет выходить на нескольких языках – казахском, русском, английском, кыргызском, узбекском и таджикском.
Начинаем «100 стартап-историй Центральной Азии» с рассказа о проекте Altbridge, который основали казахстанцы Назым Азимбаев и Андрей Ким. Ребята познакомились во время учебы в МГУ. Оба получали математическое образование, однако позже их пути разошлись. Андрей стал криптографом и уехал в Южную Корею, а Назым долгое время работал в Национальной инвестиционной корпорации Нацбанка РК. В прошлом году друзья объединились и основали стартап. Команда разрабатывает ИИ-агента, который собирает и анализирует финансовую информацию, чтобы инвесторы быстрее находили перспективные варианты компаний для вложений.
В интервью Назым и Андрей рассказали, как увлечение математикой привело к созданию своего проекта, какой была первая идея Altbridge, и почему пришлось трансформировать продукт. Также узнали, в чем решение стартапа превосходит других агентов и как в команду попал всемирно известный эксперт в сфере инвестиций.
«Два раза в неделю созванивались и повторяли университетскую программу по математике»
– Назым, Андрей, чем каждый из вас занимался до появления Altbridge?
Назым: – Окончил факультет прикладной математики в МГУ, однако профессиональный путь с самого начала был связан со сферой инвестиций. До AltBridge долгое время работал в департаменте монетарных операций Национального банка РК на позиции senior portfolio manager. Отвечал за глобальные облигационные инвестиции золотовалютных активов и Национального фонда, следуя стратегии Global Fixed Income (инвестиционная стратегия, ориентированная на долговые инструменты по всему миру – прим. Digital Business).
Позже ненадолго перешел в KASE, а затем стал CIO в Национальной инвестиционной корпорации Нацбанка. Отвечал за стратегическое распределение активов по различным классам: private equity, недвижимость и публичные рынки. Особый фокус был на хедж-фондах (инвестиционный фонд, который объединяет деньги инвесторов и вкладывает их с целью получить максимальную прибыль при наименьших возможных рисках – прим. Digital business).
После этого занимался цифровой трансформацией Нацбанка. Тогда стало понятно, что финансовая и инвестиционная сферы активно меняются, а технологии, в том числе большие языковые модели, могут помочь оперативно реагировать на это.
Назым Азимбаев
Андрей: – Я тоже математик. Еще в старших классах выиграл золотую медаль на Международной математической олимпиаде (IMO). Затем поступил на мехмат МГУ , позже получил PhD в Сеульском национальном университете по криптографии.
Андрей Ким
Около 10 лет занимался гомоморфным шифрованием, которое позволяет выполнять различные операции с данными, не расшифровывая их: умножать, делить, складывать и т.д. Все мои исследования были в этом направлении. Перед тем, как создать Altbridge, работал в Samsung Electronics.
– Как вы пришли к идее Altbridge?
Назым: – Мне всегда было интересно создавать свои проекты. Еще на 4-5 курсе у меня было два стартапа, с которыми проходил акселерации в России и Финляндии.
Однако идея Altbridge пришла к нам во время необычного увлечения. Мы начали общаться во время учебы в МГУ, однако после окончания университета разъехались: я был в Астане, а Андрей – в Сеуле. В какой-то момент осознали, что хотим повторить курс математики. Выбрали два временных слота, созванивались и по очереди рассказывали друг другу одну тему. Кто пропустил, платит $100. Занимались около 2,5 лет. Во время таких встреч осознали, что математику можно применять в инвестициях, и стали думать, как это сделать.
«ИИ-агент показывает, насколько та или иная инвестиция подходит клиенту»
– С чего начали работу?
Назым: – Первый прототип появился, когда хотел закрыть собственные нужды. Люблю слушать подкасты про инвестиции. В какой-то момент их накопилось так много, что никак не успевал все осилить. Тогда создали с Андреем ИИ-агента, который изучал все выпуски и собирал для меня ключевые моменты каждого из них.
Увидели, что наше решение неплохо работает, и захотели проверить, будет ли кто-то его покупать. Это было летом прошлого года: рынок тогда только начинал разбираться, как ИИ можно применить в сфере инвестиций.
Андрей: – В дополнение к расшифровке подкастов, создали собственную relevancy model (модель, которая определяет, насколько объект, документ, сообщение или результат поиска релевантен конкретному запросу, контексту или цели пользователя – прим. Digital Business) и с ее помощью начали делать обширные ресерчи на заданную пользователем инвестиционную тему. За 3-4 часа наш ИИ-агент анализировал более 150 различных источников: новостей, научных статей, журналистских материалов, постов в соцсетях и т.д., и составлял отчет на 20-30 страниц. В документе была вся информация, которая есть в сети по данному вопросу, прогноз на будущее и рекомендации. У профессионального аналитика на такую работу в среднем уходит 80-90 часов.
– Однако эта идея трансформировалась. Почему решили изменить продукт?
Андрей: – У нас появились первые платящие клиенты, и дела шли неплохо. Однако вскоре поняли, что крупные игроки, вроде OpenAI или Google быстро, догоняют нас с точки зрения технологий. И, действительно, вскоре вышел Deep Research от практически всех крупных лабораторий (OpenAI, Google, Anthropic). Он все еще был хуже нашего продукта, и клиенты продолжили оформлять подписку на Altbridge. Но стало очевидно, что следующей волны конкуренции мы не выдержим.
Начали думать, как можем изменить продукт, чтобы заниматься более узконаправленными вещами и оставаться ценными для клиентов.
– Что предлагаете сейчас?
Назым: – Некоторым клиентам продолжаем предоставлять обширные отчеты. А параллельно создаем ИИ-агента для инвестиционного ресерча и постепенно подключаем к нему заказчиков. Принцип его работы похож на Spotify. Если стриминговый сервис на основе прослушиваемых треков подбирает для человека подходящие композиции, то Altbridge анализирует, куда обычно вкладывается клиент, и предлагает лучшие инвестиционные идеи.
– Как это работает?
Назым: – Для каждого клиента создается инвестиционный профиль. Система анализирует поведение пользователя и далее наши ИИ-агенты подстраиваются и могут рекомендовать позиции, которые стоит добавить в дашборд.
У каждой инвестиционной позиции есть определенные драйверы, которые влияют на ее цену. Это могут быть новости, данные отчетности компании, рыночные тренды и т.д. На основе таких факторов и с учетом индивидуального профиля клиента система рассчитывает общий балл, который показывает, насколько та или иная инвестиция подходит конкретному человеку.
ИИ-агент изучает множество разных источников: научные статьи, аналитические материалы, публикации экспертов в соцсетях и т.д. По сути, находит информацию, которая потенциально может повлиять на инвестиционную точность каждой позиции. Клиент может открыть вкладку, посвященную компании, и посмотреть, какие апдейты по ней ИИ считает важным. Есть ссылка на новость или статью, которая подтверждает, что агент ничего не выдумал. На основе этих данных ИИ-помощник также составляет рекомендации касательно того, стоит инвестировать в эту компанию или нет и почему, подкрепляя это данными.
– То есть клиенту необходимо самому изучать информацию, которую собрал агент?
Андрей: – Не совсем. Краткую выжимку с важными новостями можно получать на почту, в Slack, Teams или Telegram. Пользователь может сам задать частоту прихода уведомлений: каждый час, раз в день или в неделю. В отличие от предыдущей версии продукта, больше не нужно читать длинные тексты – максимум 1-2 абзаца. Если человек хочет углубиться в тему, он открывает дашборд и изучает более подробную информацию.
«ARR проекта – более $200 тысяч»
– В чем отличие Altbridge от других сервисов, которые тоже могут дать пользователю инвестиционный совет?
Андрей: – Altbridge последователен в своих рассуждениях. Чтобы выдать качественную аналитику, ИИ-агент анализирует 200-300 различных источников.
– На кого в первую очередь ориентируется AltBridge?
Назым: – Наши основные клиенты – хедж-фонды и family office. У них есть аналитики, которые покрывают определенный сектор задач, однако рук все равно не хватает. Altbridge не заменяет сотрудников, а помогает сделать каждого из них в 10 раз продуктивнее.
– Как потенциальные клиенты отреагировали на ваш продукт?
Назым: – Рынку нужно было адаптироваться. Даже крупные хедж-фонды в Нью-Йорке сначала скептически отнеслись к решению: они десятки лет работают по традиционной схеме, и не были готовы к изменениям. Однако сейчас ситуация налаживается: многие клиенты, которые еще полгода назад неохотно шли на контакт, вернулись к обсуждению сотрудничества.
– Сколько у вас клиентов сейчас?
Назым: –Больше 5. В основном это крупные компании, одна из которых из Казахстана, но есть также family office из разных стран.
– По какой бизнес-модели работаете?
Назым: – Пользователь оформляет подписку, стоимость которой зависит от двух факторов: количества компаний, которые включены в подборку, и частоты обновлений. Данные операции довольно дорогостоящие, поэтому итоговая цена может варьироваться от $2 до $10 тысяч в месяц.
– Удается ли зарабатывать?
Назым: – ARR проекта – более $200 тысяч. Однако с появлением нового решения начнем масштабироваться быстрее. Уже довольно много клиентов ожидает, когда ИИ-агент станет доступен и для них.
«В планах открыть seed-раунд в США»
– Весной этого года стало известно, что вы привлекли $750 тысяч инвестиций. Сколько всего было вложено в проект с начала его существования?
Назым: – Для венчурного роста нужны серьезные инвестиции, которые превышают личные возможности. Поэтому с самого начала фокусировались на привлечении внешнего финансирования. При этом изначально не планировали привлекать средства в Казахстане, собирались ехать в США: за время работы в Нацбанке у меня образовался обширный нетворк, и нам было кому там показать Altbridge. Однако в апреле прошлого года встретились с Муратом Абдрахмановым, который вложил в проект $200 тысяч. По сути, на тот момент стартап находился на стадии идеи: был лишь небольшой прототип, который анализировал подкасты.
Вторым крупным инвестором стал фонд Big Sky Capital, который тоже выписал чек на $200 тысяч. В итоге первый транш составил $400 тысяч.
Чуть позже в Altbridge вложились наши друзья, например, фаундеры GoatChat, бывший глава Национальной инвестиционной корпорации Нацбанка Есжан Биртанов, CEO nFactorial School Арман Сулейменов. Также эдвайзером и инвестором стал Эндрю Анг – эксперт в факторном инвестировании (подход к инвестированию, при котором инвестор отбирает активы на основе определенных факторов — характеристик, которые исторически влияли на доходность – прим. Digital Business), бывший профессор финансов в Колумбийском университете и управляющий директор в BlackRock – крупнейшей инвестиционной компании в мире.
Сейчас общая сумма инвестиций по итогам pre-seed раунда чуть выше $750 тысяч при оценке в $15 млн.
– Как вы познакомились с Эндрю Ангом?
Назым: – Знал о нем еще со времен работы в Нацбанке, однако первая встреча произошла, когда пробовали продавать наш прототип в США. Хотели показать его BlackRock и начать сотрудничать с компанией.
Эндрю Анг. Фото: LinkedIn-аккаунт Назыма Азимбаева
Эндрю сказал, что внедрение решения в BlackRock будет слишком долгим, однако ему понравилось то, чем мы занимаемся. Показал нам два исследования, которые на тот момент активно изучал, и попросил высказать свое мнение. Так началась переписка, и примерно через 9 месяцев Эндрю написал, что хотел бы стать нашим инвестором. То есть это не было спонтанным решением.
– Вы привлекали средства как от казахстанских, так и от зарубежных фондов и бизнес-ангелов. Чем отличаются инвесторы в зависимости от региона?
Назым: – У локальных инвесторов, которые вложились в нас, богатый опыт работы, в том числе и за рубежом, поэтому они не особо отличаются от представителей фондов в США.
При этом в Казахстане, на мой взгляд, индустрия еще в режиме становления. Количество качественных инвесторов постепенно увеличивается, однако, их все еще не так много, как за границей.
– Когда собираетесь запускать следующий раунд?
Назым: – В планах осенью открыть seed-раунд в США. При этом к фандрейзингу относимся деликатно. Размер инвестиций, конечно, имеет значение, однако куда более важно, от кого мы берем деньги. Любой стартап — это определенного рода история. И если вся ее суть сводится только к деньгам, то с прекращением финансирования наступает конец проекта. Поэтому важно тщательно выбирать себе партнеров.
«Наша цель не заменить людей, а создать для них качественного помощника»
– Кто, помимо вас, работает над Altbridge?
Андрей: – В команде 5 сотрудников в штате, включая нас, и еще 2 человека на парт-тайме. Изначально нанимали в основном ML-инженеров и математиков. Сейчас стали набирать в команду людей, которые занимаются инвестициями. Например, недавно присоединился Джон Оспанов – эксперт стоимостного инвестирования (стратегия инвестирования, основанная на выявлении недооцененных ценных бумаг путем фундаментального анализа – прим. Digital Business), ранее работавший Chief Investment Officer в крупных казахстанских фондах.
– Как будет развиваться продукт в ближайший год?
Назым: – Главная задача сейчас – увеличить количество клиентов, в том числе и в Казахстане. Чтобы добиться этого, рассказываем про AltBridge как можно большему числу аналитиков и PM. Объясняем, что им не стоит бояться нашего продукта. Порой, когда они видят, насколько быстро и качественно работает ИИ-агент, то начинают переживать, что могут остаться без работы. Однако наша цель не заменить людей, а создать для них качественного помощника.
Андрей: – Однако нынешнее решение – промежуточный этап. В будущем хотим сделать из Altbridge платформу, похожую на Citadel. Это один из самых влиятельных хедж-фондов в мире, который является multi-PM платформой — моделью, в которой множество независимых команд портфельных менеджеров торгуют внутри одной структуры, используют общую инфраструктуру, риск-менеджмент и капитал фонда. Однако если в Citadel эту работу делают люди, то в Altbridge задачу заберут ИИ-агенты.