На фоне ослабления российского рубля снова обострилась тема валютной зависимости тенге от соседней экономики. Накануне рубль в моменте потерял почти 3,5% к доллару, а за неделю — более 6,5%. Девальвация была ожидаемой: весеннее укрепление рубля на 20% называли «аномалией», невыгодной для бюджета и экспорта. Теперь же, на фоне снижения ставки, отмены обязательной продажи выручки и завершения налогового периода, рубль просел, и это может ударить по экономике Казахстана.
Что это значит для Казахстана, как поведет себя тенге и стоит ли ждать новых волн девальвации? Эти вопросы Digital Business задал профессору КазНУ Магбату Спанову.
Девальвация в России
Ослабление рубля — не внутренняя проблема России, а ударная волна, которая докатится и до Казахстана. Магбат Спанов объясняет, почему даже простые колебания курса у соседей всегда сказывались на нашей экономике, а то что происходит сейчас — куда серьезнее.
«Понятно, что ситуация, складывающаяся на различных рынках, в том числе у наших соседей — связанная то с укреплением, то с ослаблением рубля — будет негативно влиять на экономику Казахстана в целом. Чем это объясняется? Во-первых, несмотря ни на что, по итогам прошлого года Россия остается одним из ключевых торговых партнеров Казахстана. Во-вторых, с учетом отсутствия границ и нахождения в едином евразийском пространстве, в рамках ЕАЭС, наши связи очень тесны и взаимозависимы. Как говорится, «чих» в одной стране обязательно отразится на другой», — объясняет Спанов.
Теперь поедем мы
По словам профессора, всегда вначале девальвации отечественные производители немедленно попадают под ценовое давление, а потребители — массово едут за покупками в соседнюю страну.
«В случае настоящей девальвации в РФ, казахстанские производители молниеносно потеряют способность конкурировать с товарами из России. Это касается как продуктов питания, так и промышленных товаров. Если совсем просто: российский рубль, фактически, начинает «поглощать» наш рынок. На самом деле, уже сейчас сложилась ситуация, когда рубли в Казахстане не так востребованы (но, до поры). Если помните, еще два года назад сохранялось определенное соотношение 1 к 5, но сейчас его уже нет. Совсем недавно, например, после девальвации тенге, россияне массово поехали в Казахстан закупать товары. Если же произойдет обратное — девальвация в России — казахстанцы (в моменте, пока не восстановится паритет), ринутся за покупками к соседям. Такая ситуация вполне возможна», — говорит Спанов.
Паритет будет сохраняться даже в новом обличии
Зависимость Казахстана от рубля — это структурная реальность, говорит Спанов. Профессор подчеркивает: пока в стране доминирует экспорт сырья, а не готовой продукции, курс тенге будет следовать за российской валютой.
«Мы практически не производим готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это и создает зависимость от рубля. Не стоит забывать и о том, что Россия, особенно в сфере сельского хозяйства, добилась серьезных успехов. Естественно, она постепенно вытесняет нас с некоторых внешних рынков — например, Афганистана или Узбекистана. В случае девальвации мы можем окончательно потерять и эти рынки. Это, безусловно, будет иметь негативные последствия для нашей экономики», — предупреждает профессор.
Курс пары тенге/доллар до конца года
Прогнозы по курсу тенге и доллару становятся все менее надежными. Магбат Спанов отмечает: официальные ориентиры уже не совпадают с реальностью, а прежние методы прогнозирования больше не работают.
«Население, конечно, волнует не только курс рубля, но и соотношение тенге к доллару. Если опираться на расчеты правительства, то, например, на 2025 год был заложен курс в районе 470 тенге за доллар. Однако сегодня, если посмотреть на табло обменных пунктов (которые больше не висят на улицах городов — прим.ред), видно, что фактический курс значительно выше. Это, конечно, вызывает обеспокоенность.
Национальному банку важно не просто контролировать ситуацию, но и не создавать впечатление «ручного управления». На мой взгляд, у Нацбанка главная задача — создать видимость стабильности. Хотя тенге может как укрепляться, так и ослабевать, пока сохраняется политическая и экономическая неопределенность. Думаю, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.
Я прогнозирую курс в коридоре 550–570 тенге за доллар. Помните, в начале года, когда курс резко пошел вверх и тенге ослаб, это вызвало серьезные опасения. Позже экономика немного адаптировалась. Однако сейчас на курс все сильнее влияет внешняя конъюнктура — в частности, тарифные войны, начатые Трампом, и действия стран БРИКС, направленные на ослабление доллара. Поэтому ожидать стабильности не приходится. Прежние методы прогнозирования курса и экономического развития, скорее всего, уже не работают. Мы вступаем в новую реальность, где классические модели дают сбои», — считает Магбат Спанов.
Может быть интересно:
Ментальная дедолларизация началась — в городах Казахстана снимают табло обменников