Айболату Абитбекову 38 лет. Он окончил простую сельскую школу в ауле Кордай Жамбылской области и отучился в КазНУ им. аль-Фараби на факультете международных отношений. Однако на этом не остановился и решил получить образование за границей: по программе «Болашак» поступил в магистратуру американского Cornell University. А в прошлом году захотел вновь стать студентом и прошел на годичную программу в знаменитом Massachusetts Institute of Technology (МІТ). Параллельно начал помогать другим абитуриентам с поступлением в зарубежные вузы, а позже объединил все рекомендации в одном месте. Так в 2024 году появилась книга «Проще, чем кажется: Стратегии поступления в топовый зарубежный университет».
Специально для Digital Business герой рассказал, что стало самой большой проблемой при поступлении в США, и как в 37 лет вновь решиться стать студентом. Также узнали, почему он захотел написать книгу, сколько лет ушло на ее создание и какие советы Айболат может дать нынешним абитуриентам.
«Четыре года учил английский, чтобы поступить в университет»
– Учился у себя в Кордае в обычной школе в основном на тройки. По математике и английскому порой и вовсе получал двойки. Если бы тогда кто-то сказал, что через 10 лет стану студентом университета Лиги Плюща, а спустя еще 10 – попаду в MIT, точно бы в это не поверил.
Первое высшее образование получил в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, где окончил бакалавриат и магистратуру по международным отношениям. Затем решил поучиться за границей. На это повлиял целый комплекс факторов. В первую очередь, внутреннее ощущение неудовлетворенности. Казалось, что могу получить от академического мира больше.
Также у меня был невысокий средний балл после бакалавриата – 3.14, а особенно слабые оценки – по английскому языку. В какой-то момент почувствовал себя неудачником. Казалось, что впереди только медленное скатывание вниз. Тогда и появилось желание доказать себе, что способен на большее.
Сначала поставил цель стать студентом Гарварда, так как вуз был на слуху. Но английский язык по-прежнему был барьером. Не мог выучить его со школьных лет и начал с нуля в 23 года. Понадобилось 4 года кропотливой ежедневной работы, чтобы достичь нужного уровня.
Вместе с бывшей супругой стали участниками «Болашака». Сначала прошли языковые курсы в Университете Майами, а затем начали искать учебные заведения для обучения. В Гарварде не оказалось ее специальности, однако разъезжаться не хотели. Поэтому стали рассматривать вузы, где есть программы для каждого из нас.
Так вышел на Cornell University – университет из Лиги Плюща с сильной академической репутацией, хорошей программой по государственной политике и возможностями для семейных студентов. Более того, он расположен в городе Итака штата Нью-Йорк, в живописном и безопасном месте, идеально подходящем для нашей маленькой дочери.
Поступил в магистратуру по специальности «Государственное управление». Ни на секунду не пожалел о своем выборе. Cornell дал гораздо больше, чем ожидал. Параллельно во время учебы подрабатывал в студенческом общежитии на ресепшене. Помогал с разными вопросами: от бронирования помещений до вызова сантехника и выдачи почты.
«В 37 лет решил вновь отучиться за границей»
– В 2017 году окончил магистратуру и вернулся в Казахстан. Продолжил работать в аппарате Сената Парламента Казахстана, где трудился до этого. Занимался развитием международного направления верхней палаты и организацией зарубежных командировок.
В 2022 году перешел в Министерство науки и высшего образования РК на должность заместителя директора, а затем – директора Департамента международного сотрудничества. Курировал международные проекты министерства и программу «Болашак», выстраивал взаимодействие с зарубежными партнерами и координировал различные инициативы. В итоге вместо 5 положенных лет в отработке, провел на госслужбе 7. Был уверен: Казахстан – именно то место, где хочу жить и строить карьеру.
Вскоре понял, что мир меняется слишком быстро. Важно обновлять знания, особенно в области искусственного интеллекта. Вновь подал заявку на участие в «Болашаке» в 2024 году: еще раз стать стипендиатом может любой казахстанец, который отработал нужный срок. Поступил в MIT на годичную программу Visiting Fellow по изучению искусственного интеллекта в образовании. Технические предметы изучал в MIT, а гуманитарные – в Гарварде. На тот момент мне было 37 лет, но прекрасно осознавал, что вновь буду обязан вернуться и отработать. Однако решение было осознанным.
Чтобы стать студентом MIT, мне нужно было написать мотивационное письмо, резюме, собрать рекомендации, сдать тест TOEFL на знание английского языка, а также получить разрешение от руководства. Понимал, что из министерства меня могли не отпустить. Однако переговорил с начальством, объяснил, что хочу изучать актуальную тему искусственного интеллекта, и мне пошли на встречу.
Весь этот год в США скучал по Казахстану: по друзьям, еде, культуре, улицам, астанинской погоде и бескрайним степям. Точно знал, что свои корни буду пускать именно на родине. Поэтому вернулся: не из-за обязательства, а руководствуясь осознанным выбором жить и работать там, где могу быть нужным и реализованным.
После возвращения в этом году перешел на работу в АО «Центр международных программ» — заместителем председателя правления программы «Болашак». Благодаря этому опыту вижу стипендиальную программу с трех сторон: как студент, представитель госоргана, курировавшего ее, и человек, который управляет ей изнутри.
«Не хотелось стать одним из тысячи источников в интернете»
– После окончания магистратуры в Cornell знакомые, родственники и их друзья, мечтающие об учебе в зарубежных университетах, начали обращаться за помощью. Благодаря моей поддержке многие из них стали студентами самых престижных университетов мира: Columbia University, Duke University, University of Miami, Boston University, Warwick University и других. Помогать поступать – мое хобби. Продолжаю делать это как частное лицо.
Кандидаты зачастую не знали, с чего начать поступление, и испытывали множество необоснованных страхов. Основные проблемы – отсутствие четкой цели и уверенности в себе, неправильный выбор специальности, слабое понимание возможностей для получения гранта и т. д. Старался помогать всем: объяснял каждый этап, развеивал мифы. Проверял мотивационные письма, искал стипендии и вузы, проводил многочисленные консультации.
Со временем понял, что всем людям говорю практически одно и то же. Тогда-то и зародилась идея объединить все рекомендации в одном месте. Выбрал формат книги по нескольким причинам.
Во-первых, практически всем абитуриентам было сложно разобраться в бескрайнем потоке данных, которые выдает Google на запрос о поступлении в зарубежные вузы. Один источник пишет про изучение английского, другой — про выбор университета, третий — про написание мотивационных писем, четвертый — про подачу документов. И так до бесконечности. Люди не знают, в каком направлении двигаться и просто тонут в потоке недостоверной и дублирующей друг друга информации. Мне не хотелось стать одним из тысячи источников в интернете.
Кроме того, поступающие теперь ищут не просто сгенерированную информацию, а тех, кто должным образом ее фильтрует. Передо мной встала задача систематизировать знания о поступлении в зарубежные вузы, определить очередность действий и пошагово их расписать. Это было практически невозможно сделать ни в социальных сетях, ни на YouTube, так как новые пользователи изучали лишь последние несколько постов или видеороликов. Подходила только книга.
«Иногда полностью удалял главу и заново переписывал»
– Однако с первыми строками появилась проблема — сомнение. Не понимал, как писать тексты, чтобы сделать их максимально понятными и полезными для читателей. В итоге купил десяток изданий о том, как создавать книги, записался на различные семинары, консультации и онлайн-марафоны. Ведущий одного из таких ивентов посоветовал вести страницы в социальных сетях. После долгих раздумий все-таки начал публиковать посты о поступлении в зарубежные вузы. За короткий промежуток набрал более 7000 подписчиков и начал получать обратную связь от целевой аудитории. По лайкам и комментариям определял, в правильном ли направлении двигаюсь. Блог помог понять, какой стилистики стоит придерживаться в процессе работы.
Все советы, которые есть в книге, действительно работают. Ее содержание основано не только на реальных кейсах кандидатов, которым помог стать студентами топовых вузов, но и на собственном опыте. Именно эти рекомендации помогли самостоятельно поступить в MIT.
Идея создать «Проще, чем кажется: Стратегии поступления в топовый зарубежный университет» пришла ко мне в 2017 г. Трудился над книгой семь лет. Путь был долгим, порой нудным и изматывающим, но продолжал писать. Иногда на главу уходило несколько месяцев, однако после удалял ее и заново переделывал. Качество было важнее потраченного времени.
«Создаем с друзьями стартап, который будет помогать с поступлением в зарубежные вузы»
– Сейчас, помимо основной работы, параллельно с друзьями создаем образовательный стартап, который будет помогать абитуриентам в поступлении в зарубежные университеты.
Кроме того, начал работу над второй книгой. Пока не раскрываю тему и название, но могу сказать, что этот проект для меня еще более важный и личный, чем первая книга.
Абитуриентам, которые хотят поступить в топовый зарубежный вуз, могу посоветовать следующее:
- Верьте в свою мечту. Все начинается с внутренней уверенности. Если вы сами не представляете, что способны учиться в Гарварде или MIT, то никто другой и подавно.
- Начинайте заранее. Подготовка к поступлению — это марафон, а не спринт. Чем раньше начнете готовить документы, подтягивать английский и искать программы, тем спокойнее и увереннее будет путь.
- Найдите ментора. Это может быть преподаватель, выпускник нужного вуза или просто человек, который уже прошел этот путь. Хороший эдвайзер как сенсей: он помогает избежать ошибок и направляет в нужное русло.
- Будьте готовы много работать. Поступление — серьезная проверка на усердие: эссе, тесты, мотивационные письма требуют больших усилий и энергии. Но именно этот процесс закаляет и готовит к учебе в топовом университете.
- Не сдавайтесь после первой неудачи. Многие проходят не с первой попытки, и это нормально. Главное — учиться на ошибках и продолжать. Поступление в топовые вузы — игра на выносливость, где побеждает тот, кто идет до конца.