Господдержка порождает иждивенчество? Обсудили с экспертом, почему бизнес в Казахстане не хочет расти

Малый и средний бизнес в Казахстане переживает переломный момент. Сегодня его вклад в ВВП составляет 38,6%, но доля среднего бизнеса — всего 7,2%. Digital Business поговорил с заместителем директора Центра исследования конкурентной среды АО «Институт экономических наук» Еркежан Калмакбаевой о том, почему компаниям сегодня выгоднее оставаться «маленькими», а не расти, нуждается ли система господдержки в пересмотре и какие инструменты могут реально изменить правила игры.

Что не так со средним бизнесом в Казахстане?

— Сегодня доля МСБ в ВВП Казахстана составляет около 38,6%, при этом доля среднего бизнеса — всего 7,2% (данные БНС за январь-март 2025 года). Стоит цель значительно ее увеличить. Как можно этого достичь?

— Малый и средний бизнес — опора любой экономики. В Казахстане ставка сделана именно на средние компании: по плану до 2030 года они должны давать как минимум 20% ВВП страны.

Но реальность пока скромнее. За последние 10 лет вклад среднего бизнеса не поднимался выше 8%, а в первом квартале 2025 года составил всего 7,2%. Чтобы изменить ситуацию, нужны несколько шагов:

  • помочь уже существующим средним компаниям расти быстрее;
  • поддержать малый бизнес так, чтобы он дорос до среднего уровня;
  • обеспечить здоровый экономический фон, в котором компании смогут наращивать производство и выходить на экспорт.

Еркежан Калмакбаева

Меняться должна и сама логика господдержки. Речь идет не просто о количестве выданных субсидий, а о создании удобной инфраструктуры и стимулов для роста. Бизнесу важно не только регулирование, но и мотивация. А фокус должен смещаться с внутреннего потребления на конкурентоспособность в регионе и за его пределами.

Сейчас же привилегированным положением пользуется в основном малый бизнес. У него есть пять спецрежимов налогообложения, широкий набор мер поддержки, плюс первые три года он освобожден от проверок. В результате малые компании чувствуют себя комфортно, а переход в «средний класс» бизнеса остается для них менее привлекательным.

— Получается, можно сказать, что Казахстан больше ориентируется на поддержку малого бизнеса, тогда как средний остается «между» категориями и получает меньше внимания?

— Меры господдержки для малого и среднего бизнеса одинаковы, хотя их потребности сильно отличаются. Малому бизнесу нужны льготы и небольшие кредиты, а среднему — более серьезные инструменты: финансирование экспорта, страхование, пополнение оборотного капитала и консалтинг.

Формально для предпринимателей доступно свыше 100 разных инструментов поддержки — от кредитования и субсидий до грантов и инфраструктуры. Но все они рассчитаны в основном на малые компании с ограниченными запросами.

В результате эффект для среднего бизнеса остается слабым. Хотя, по данным Минфина, именно проекты с его участием показывают наибольшую бюджетную отдачу — до 239% в программах по модернизации технологий за 2015–2021 годы. Это говорит о том, что система поддержки требует пересмотра с акцентом на потребности именно среднего бизнеса.

Как вообще разделяют бизнес

— В Казахстане классификация бизнеса идет по двум критериям — численность сотрудников и объем СГД (совокупный годовой доход). При этом превышение только по одному параметру может перевести компанию в «крупняк». Насколько такая система объективна? Есть ли зарубежные практики, которые Казахстану стоит перенять?

— Сегодняшняя система классификации бизнеса в Казахстане не всегда объективна. Формулировка «или» в критериях — численность сотрудников или объем дохода — приводит к тому, что одно и то же предприятие может считаться малым по линии статистики и крупным по линии господдержки. Это создает путаницу и мешает корректно оценивать реальное состояние сектора МСБ.

Кроме того, показатель дохода у нас привязан к МРП, который ежегодно растет. В итоге компания с неизменными оборотами может «переехать» из одной категории в другую только из-за технического изменения коэффициента, а не из-за реального роста бизнеса.

В международной практике таких перекосов стараются избегать. В ЕС, США, Турции и Азербайджане используются два критерия одновременно — численность и годовой доход, при этом предельные значения закреплены ли в фиксированных суммах национальной валюты. Это делает статистику более точной и облегчает разработку мер поддержки.

Для Казахстана логичный шаг — отказаться от альтернативы «или» и закрепить единую методику классификации. Это позволит устранить расхождения между ведомствами и перейти от формального деления к объективной картине развития бизнеса.

— Вклад МСБ в экономику по регионам сильно разнится: от 47% в Алматы до 5% в Улытау. В чем корень проблемы — разный уровень инфраструктуры, ошибки в господдержке или низкая предпринимательская культура в регионах?

— Различия связаны не столько с ошибками господдержки или низкой предпринимательской культурой, сколько с разным уровнем экономического развития и стартовыми условиями в регионах.

В Алматы предпринимательский сектор исторически развит, сосредоточены финансовые и торговые центры, развитая инфраструктура и высокий уровень потребительского спроса.

Если же говорить об Улытау, то это новая область, которая только формирует собственную экономику. Здесь еще рано ожидать сопоставимого вклада малого и среднего бизнеса — в первую очередь, необходимо нарастить «критическую массу» предпринимателей, создать базовую инфраструктуру и условия для ведения бизнеса. Только после этого можно будет говорить о росте потенциала и увеличении вклада МСБ в экономику региона.

— Несмотря на то, что количество зарегистрированных субъектов МСБ превышает 2,2 млн, темпы прироста замедлились. С чем это связано: с макроэкономическими факторами, недостаточной поддержкой или насыщением рынка?

— Хоть темпы прироста числа субъектов МСБ замедлились, важно понимать, что бизнес в целом живет в рамках естественного жизненного цикла: какие-то компании открываются, а какие-то закрываются. Это нормальная рыночная динамика, где игроки, не выдерживающие конкуренции, рыночной конъюнктуры или не получающие достаточной выгоды, нередко прекращают деятельность в первые годы после запуска.

Существенный рост числа предпринимателей пришелся на период действия антикризисных мер, когда государство активно вводило налоговые послабления и ограничения на проверки.

Сейчас, когда таких стимулов стало меньше, рост новых компаний замедлился. Но это не означает падения интереса к бизнесу — скорее, рынок вошел в более зрелую фазу, где важнее не количество, а устойчивость и качество компаний.

Как повлияет на бизнес новый Налоговый кодекс

— С 2026 года грядут серьезные изменения в налоговом законодательстве. Не приведет ли это к «оптимизации» бизнеса в тени и нежеланию расти? Какие альтернативы предлагает государство?

— Пока рано говорить о том, что бизнес будет массово уходить в тень или откажется расти, поскольку правительство РК еще не определило конкретный перечень видов деятельности, для которых будет закрыт упрощенный режим.

Однако определенные риски все же есть. Снижение порога по обороту до 10 000 МРП фактически означает, что для многих предпринимателей, которые находятся на грани между малым и средним бизнесом, налоговая нагрузка резко возрастет без какого-то переходного периода. Для части предпринимателей это может обернуться серьезными финансовыми трудностями, а кого-то даже привести к риску банкротства, особенно если они не успеют подготовиться к новым требованиям заранее. Для минимизации возможных негативных последствий необходимо уже сейчас готовиться к изменениям, анализировать налоговые режимы и продумывать стратегию, которая позволит уменьшить нагрузку после вступления поправок в си

— Малый бизнес не спешит переходить в средний во многом из-за более высокой налоговой нагрузки. Рассматривается ли вариант выравнивания условий, чтобы стимулировать рост компаний?

— Со следующего года государство вводит новые льготы для бизнеса. Речь идет об освобождении от корпоративного подоходного налога, земельного и имущественного налогов, а также от НДС и таможенных пошлин для приоритетных инвестиционных проектов. Это должно повысить привлекательность крупных и капиталоемких вложений, особенно в стратегические отрасли и на территории специальных экономических зон.

Однако, если говорить честно, для малого бизнеса, который как раз колеблется, стоит ли расти и переходить из упрощенного режима в общеустановленный, таких стимулов пока нет. Основная проблема остается прежней: для предпринимателей возрастет налоговая нагрузка, а вместе с тем и требования к бухгалтерии и отчетности.

Получается, что крупным игрокам государство действительно открывает дорогу через налоговые преференции, а малый бизнес по прежнему сам решает, готов ли он к росту с учетом всех новых обязательств.

О льготных кредитах и господдержке. Что пошло не так

— Доля кредитов МСБ к ВВП остается на уровне 6–7%, тогда как в развитых странах — 15–20%. Почему этот показатель не растет? Что мешает расширению рыночного кредитования вне госинструментов?

— За 10 лет банки выдали бизнесу и населению в 2,6 раза больше денег — объем кредитов вырос с 12,7 до 33,5 трлн тенге. Но в структуре экономики их роль, наоборот, уменьшилась: доля кредитов в ВВП снизилась с 31% до 24,8%.

По сравнению с развитыми странами это считается низким уровнем: например, в России этот показатель составляет 48%, в Сингапуре — 150% и в Германии — 182%.

Нерыночное распределение большого объема государственных средств среди банков снизило их общую мотивацию. Вместе с тем, льготное государственное кредитование дестимулировало предпринимателей, которым стало выгоднее сесть на государственную «кредитную иглу», чем работать над своей конкурентоспособностью и самостоятельно выживать на рынке.

Причиной этому является очень дорогостоящий способ финансирования со стороны БВУ (банки второго уровня) с высокими процентными ставками (со стороны МФО — и вовсе в среднем под 38%). В итоге государство стало выполнять роль основного инвестора в экономику.

— Существуют ли программы таргетированной поддержки по уровню дохода (например, разные меры для компаний с оборотом до 100 млн, до 500 млн и т. д.)? Или МСБ получает поддержку «в одну корзину» без деления на подуровни?

— В Казахстане система господдержки предпринимательства уже сегодня построена по таргетированному принципу, и она не сводится к единой «корзине» для всех категорий бизнеса.

Во-первых, в июне 2025 года утвердили Единый реестр мер государственной поддержки частного предпринимательства, где для каждой меры четко определены условия участия. Для одних программ важна сфера деятельности (например, аграрный сектор, ИКТ или обрабатывающая промышленность), для других — категория предпринимателя (малый, средний, крупный бизнес), для третьих — особый статус (молодежное, социальное предпринимательство и др.).

Во-вторых, государство планирует дифференцировать меры государственной поддержки в зависимости от жизненной стадии развития конкретного субъекта МСБ.

Так, начинающим предпринимателям («стадия становления») предложат стимулы в виде доступа ко всем нефинансовым мерам поддержки — например, на развитие необходимых компетенций (консультации, обучение, информирование и т. д.) а также к лимитированному количеству финансовых мер поддержки (микрокредиты, гранты).

На стадии роста субъектам бизнеса предложат лимитированный комплекс мер финансовой поддержки (в виде субсидирования, гарантирования, льготного кредитования). Также им будут доступны нефинансовые меры поддержки (повышение квалификации сотрудников, установление деловых связей, сопровождение по наращиванию присутствия на внутреннем рынке и т. д.).

Критерии для таких компаний:

  1. функционирование на рынке не менее 3-х лет;
  2. отсутствие налоговой задолженности;
  3. темп роста доходов не менее 10%.

Компаниям из малого и среднего бизнеса, имеющим потенциал к росту, но оказавшимся в сложной ситуации («стадия рецессии») предложат стимулы по выходу из кризисной ситуации (в виде внедрения антикризисных программ, погашения задолженностей, субсидирования и т. д.).

В качестве главного критерия для таких организаций будет выступать документ, подтверждающий обстоятельство форс-мажора и отсутствие процедур банкротства.

Для конкурентоспособных экспортоориентированных компаний среднего звена («стадия зрелость») создадут широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки: от содействия в разработке технической документации до отдельных условий льготного финансирования, субсидирования процентной ставки и гарантирования.

— Как вы оцениваете долгосрочный эффект господдержки: она реально формирует устойчивый бизнес или часто приводит к «дотационной зависимости» компаний?

Во многих странах признано, что помощь малому и среднему бизнесу способствует укреплению экономики. Однако поддержка не должна превращаться в бездумное финансирование любых инициатив. Нужно лишь создание стабильных условий, которые помогут предпринимателям вести деятельность на устойчивой основе, расширять свои возможности и повышать конкурентоспособность.

Несмотря на позитивные изменения в сфере малого и среднего бизнеса в Казахстане, возникают и определенные риски. Среди них — ослабление частных инвестиционных институтов и формирование у некоторых предпринимателей излишней зависимости от государственных ресурсов.

Кроме того, новые инструменты часто внедряются без тщательной оценки эффективности предыдущих мер, что затрудняет понимание их реальных результатов. Для повышения результативности государственной поддержки важно усилить контроль за ее итогами.

В целом активное вмешательство государства вне кризисного периода порождает иждивенческое настроение у предпринимателей, в связи с чем переход на рыночную экономику замедляется. В международной практике делают акцент на развитии предпринимательских навыков у населения, поиске источников финансирования и предоставлении консультаций по расширению действующего бизнеса.

Вам может быть интересно

Известный налоговый эксперт рассказал, какие сигналы для бизнеса прозвучали в послании президента

Еркежан КалмакбаевагоспрограммальготыМСБ