Казахстанка начала бизнес с 700 долларов и построила фармимперию

Бизнес, который сегодня занимает существенную долю на рынке одноразовых медицинских изделий страны, Елена Ли начала в 23 года со стартовым капиталом в 700 долларов. О революции в санитарии страны, испытаниях пандемией, рейдерстве, миллионах, не заработанных на масках и битве за чистоту санитарную и душевную — в интервью для Digital Business, которое продолжает проект «Сделано в Казахстане».

О героине материала

Современные дети едва ли представят тот леденящий страх, который испытывали их мамы и бабушки в кабинетах врачей, когда доктора доставали огромный многоразовый шприц с толстой иглой. Первые «медицинские» воспоминания Елены Эдуардовны Ли начинаются именно там.

Вместе со страхом появилась мечта: сделать однажды шприцы маленькими, одноразовыми, а уколы — безболезненными и безопасными. Сегодня ее компания Dolce-Pharm является крупнейшим казахстанским производителем самых разных видов одноразовой медицинской продукции: от хирургических перчаток до мединструментов, и покрывает потребность лечебных учреждений страны. А также проводит экспансию на рынки Центральной Азии. Название компании романтично отсылает к «сладкой жизни» (Dolce Vita) культового итальянского режиссера Федерико Феллини. Но на предпринимательской стезе Елене Ли сладко было не всегда.

Цифры

  • Dolce-Pharm выпускает более 270 видов медизделий
  • Предприятие обеспечивает работой более 500 человек из 12 сел, 85% из которых женщины.

Дикий бизнес, менеджмент и революция в отрасли

— Были времена, когда мир вообще не признавал одноразовую медицинскую продукцию. Как и когда появилась идея начать такой специфический бизнес?

— Я родилась в Кызылорде. У меня четыре диплома, все они имеют прямое отношение к делу жизни: провизор, международная экономика, магистратура общественного здравоохранения и докторская по бизнес-администрированию в КазНУ.

Мечтала быть врачом с первого класса, но в силу своего эмпатийного характера очень переживала человеческую боль, поэтому пошла на фармфак и не пожалела, ведь теперь я помогаю всем врачам, снабжая их качественной продукцией.

Окончив мединститут, устроилась в аптеку. Точка была новая. С нуля подняла ее до хорошего уровня. Потом была работа в оптовой компании. Поработав в найме с высокими результатами, поняла, что могу начать свое дело.

На тот период накопила с зарплаты 700 долларов. Они и стали моим стартовым капиталом. При этом 500 долларов ушло только на открытие компании. На оборотку осталось $200. Но повезло, заслужила доверие у партнеров с прошлых мест работы. Мне стали давать продукцию на реализацию без предоплаты. До сих пор поименно помню всех поставщиков!

Активно делали промоушен (а ведь тогда не было интернета, соцсетей). Ходили по аптекам, предлагали продукцию.

В 1998-м году появился наш бренд Dolce-Pharm. Это был период «дикого бизнеса» в стране. В тот момент у людей было слабое понимание менеджмента, все работали интуитивно. Я сделала упор именно на менеджмент, меня интересовало, как выстроить процессы так, чтобы достигнуть максимального эффекта и обеспечивать стабильное качество.

Но было сложно начинать бизнес, который впервые появляется в стране. Фактически это была «стратегия голубого океана». Все пользовались многоразовой медицинской продукцией, несмотря на огромное количество проблем и угроз, таких, например, как внутрибольничные инфекции. В сфере не наблюдалось готовности к кардинальным переменам. Даже за рубежом одноразовой продукции было мало и она оставалась очень дорогой. Повсеместное применение, как сейчас, отсутствовало.

Сначала я работала представителем зарубежных больших компаний, американских, но спрос отсутствовал. Верила, что нас ждут перемены. Ведь потребность в них была очевидна — заходишь тогда в хирургию и видишь страшные застиранные многоразовые простыни с коричневыми пятнами крови, которыми пользовались в операционных…

Никакой гарантии стерильности при проведении операций. Я твердо решила изменить такой порядок и посвятить себя внедрению одноразовой стерильной продукции.

Создавать пластиковые изделия в Казахстане — логично, ведь базовым сырьем является нефть. Здесь у страны, уверена, огромные перспективы. Нефтехимия в медицине — это то, что должно стать приоритетом!

Впрочем, вернусь на 30 лет назад. Тогда мы открывали свое производство, и даже представить не могли, что у нас будет завод. Предложив рынку приемлемый по цене продукт, с абсолютной гарантией стерильности, мы изменили, по сути, сознание медицинского сообщества. Это долгий путь, где было немало сложностей и понятная цель — сделать медицину более безопасной. Сегодня я могу гордиться — все самые сложные операции не начинаются без стерильных изделий Dolce-Pharm.

Пандемия и миллионы, которые не заработали

— Пандемия стала испытанием для всех стран. Ваше предприятие оказалось на первой «линии фронта»: маски, респираторы, шприцы, стерильные перчатки. Это позволило Казахстану выйти из сложной ситуации . Но есть и те, кто считает, что фармкомпании неоправданно обогатились в этот период…

— Пандемия стала не только испытанием, но и вызовом. Масок не хватало, возник дефицит, взлетели цены, закрылись границы, и для нас стало миссией помочь людям в этот момент. Мы запустили производство в четыре смены и покрыли первичную медицинскую потребность, тем самым положив конец спекуляциям и панике. За самоотверженную работу во время пандемии Президент Касым-Жомарт Токаев лично выразил благодарность всему коллективу, посетив наш завод в 2021 году.

В период пандемии пригодились все наши инновационные продукты, чтобы максимально усилить надежность. Получили широкую известность угольные маски с высокой степенью защиты, респираторы FPP1, 2, 3. Все это — собственные разработки. А еще производили детские маски.

К слову, маски не являлись нашим ключевым продуктом. На них приходилось около семи процентов. А уникальные респираторы, которые защищают от макроты, аналогов которым нет в мире, всегда применялись в медучреждениях, которые работают с туберкулезом. Это очень узкий сегмент, но мы гордимся, что он у нас есть.

Упреки о сверхзаработках…Мы никогда не ставили прибыль выше человеческих принципов. Так, не стали производить тонкие двухслойные маски по заказу, хотя могли бы получить многомиллионную прибыль. Качество продукции бесценно, здесь не может быть компромиссов.

Но были компании, которые выпускали эти маски на волне огромного спроса. Пандемия закончилась, где теперь эти фирмы? Они закрылись, а мы продолжаем работать.

Сейчас выпускаем более 270 наименований продукции, 50% приходится на стерильные перчатки. Поставляем свои сложные комплекты для флагмана нашего здравоохранения, национального холдинга кардиохирургии, где хирург Юрий Пя, делает сложнейшие операции.

«Одноразовыми» люди быть не должны. О сложностях

— Вы начали строить бизнес в молодом возрасте, сегодня компании уже почти 30 лет. Можете назвать самые сложные моменты на этом пути?

— Почти за 30 лет существования компании страна пережила не один кризис, пять девальваций. И пожар у нас был на предприятии. Вы спрашиваете про рейдерство… Было всякое. В целом, в бизнесе про этику говорить очень сложно, и про честную конкуренцию тоже. Я всегда за конкуренцию, но за добросовестную. Правильная конкуренция ведет к улучшению качества и снижению цен. Но, к сожалению, мы сталкивались с другой конкуренцией и разными сложными моментами.

У нас социальный бизнес, мы не только даем работу, но в целом поднимаем уровень здравоохранения. И здесь нужно держать уровень качества, не идти на соблазн произвести подешевле, чтобы получить заказ. Зачастую люди не понимают, но иногда в нашем деле экономия недопустима. С виду товар одинаковый, но у одного есть в составе дорогой фильтр — мельтблаун, а другой не выполняет эти функции. Это как симуляция, но ее можно дешевле произвести — вот на это мы никогда не согласны.

Бывали и другие испытания, которые становились уроком на всю жизнь. Когда сотрудники, которым доверяли, которые имели доступ к нашим наработкам и технологиям, уходили, создав похожее производство. Это всегда больно.

«Одноразовыми» люди быть не должны! Я ценю преданность, и в нашем коллективе есть те, кто работает уже десятилетиями. На них и держится вся компания.

«Законодательство в СНГ отстает от всего мира»

— Ваша компания проводит активную экспансию на зарубежные рынки. Какие результаты в Центрально-азиатском регионе?

— Все упирается в законодательство. В этом вопросе мы отстаем от передовых стран, и не только. Например, производители в Китае, в Африке могут поставлять свою продукцию по всему миру, у них действуют европейские стандарты, и им не нужно регистрировать медицинские изделия или медицинские препараты в каждой стране продажи.

В государствах СНГ остались старые законы, из-за которых регистрация становится пыткой для бизнеса. Процесс очень длительный: для лекарств — два года, на медизделия — год. Мы вынуждены делать регистрацию в каждой стране. Вот сейчас выходим на рынок Кыргызстана. Там до сих пор не вся хирургия перешла на одноразовую продукцию. Для нас это перспективный рынок и возможности. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан — тоже.

Месяц назад прошли проверку Росздравнадзора в России. Это были три дня и три ночи очень серьезных процессов. Напряжение колоссальное. Но и удовлетворерие тоже — увидели, что держим уровень на высокой планке. Проверяющие отметили не только высокое качество нашей продукции, но и фиксацию прослеживаемости всех процессов в цепочке производства. Это уже менеджмент.

О времени, общественной нагрузке и миссии

— В последние годы вы стали активно делиться знаниями. Ведете семинары для бизнесменов. Это тоже миссия?

— Времени не хватает, но я понимаю, что это важно. Фармбизнес — один из самых сложных. Хочу помогать людям выстраивать процессы так, чтобы все работало как системный бизнес. Когда предприниматели смогут стабильно расширяться и масштабироваться, будет развиваться и национальная экономика.

— Я пыталась составить полный список мест, где вы работаете на общественных началах и, честно, даже сбилась… Вы член совета Атамекен Алматинской области, президент AIID. Как все успеваете или у вас в сутках больше 24 часов?

— Недавно я вошла в общественный совет города Алматы. Есть план на три года вперед. И это большая работа, но я готова вложить весь свой опыт на благо нашего города. Также меня включили в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Это сегодня очень важная площадка, на повестке острые вопросы, которые будоражат общество.

Корейский бизнес-клуб ДАНХАБ хочет видеть меня в роли председателя. Как вы верно сказали, я являюсь президентом АИИР (Альянса Инновационно-Индустриального Развития), где у нас большая благородная миссия — помочь нашей стране стать индустриальной. Еженедельно я принимаю участие в одобрении новых проектов и признании их инновационными как член регсовета в Алматинской области.

Работы много, как меня хватает на все? Это тот самый системный подход в бизнесе, секрет которого я постигла и сегодня делюсь им со всеми предпринимателями, чтобы вместе мы поднимали экономику страны.

Вам может быть интересно

Елена ЛиDolce-Pharmмой бизнес