Проведение марафонов сегодня — это не только городской спорт, но и новая экономическая модель, в которую инвестируют крупнейшие международные компании.
Казахстанский фонд «Смелость быть первым», стоящий за Almaty Marathon, работает по принципу некоммерческой организации. То есть не только ради прибыли. Главные цели: развитие бегового сообщества и культуры здорового образа жизни в Казахстане, а также сбор средств для помощи детям с особыми потребностями.
Digital Business Finance поговорил с исполнительным директором фонда Салтанат Казыбаевой — о том, как небольшая инициатива из фитнес-клуба превратилась в крупнейший марафон Центральной Азии, на чем строится экономика проекта и как распределяются сотни миллионов тенге, собранные через забеги.
История создания и развитие Almaty Marathon
— Салтанат, вы стояли у истоков марафона. Как появилась эта идея и в какой момент почувствовали, что из этого может получиться что-то большое?
— В 2012 году, работая в фитнес-клубе World Class Almaty (ныне KRIDA Fitness Club), мы с коллегами и учредителями захотели провести спортивное событие ко дню рождения клуба. Решили организовать открытый беговой праздник для всех жителей города. Как раз тогда в Алматы не было собственного марафона, тогда как в мире марафонское движение активно развивалось. Так родилась концепция Almaty Marathon.
Первый марафон рассчитывался на 500 человек, а пришло 2500. Мы увидели, что городу интересно такое мероприятие и следующие два года организовывали забеги своими силами. По мере роста стало ясно, что нужна отдельная команда. В 2014 году мы зарегистрировали корпоративный фонд «Смелость быть первым», и я полностью сфокусировалась на его развитии.
— Расскажите, удалось ли сразу заработать?
— Первый наш марафон прошел в 2012 году. Участие было бесплатным, потому что забег прошел за счет клуба и спонсоров. При этом добровольные пожертвования от участников составили 292 500 тенге. Все средства направили на помощь детям с ДЦП.
Сейчас наш проект вырос не только в цифрах, но и в масштабе поддержки. Только за 2024–2025 годы собрали свыше 106 миллионов тенге. А всего — уже более 300 миллионов тенге от участников забегов. Благодаря этим средствам более трех тысяч детей с особыми потребностями смогли приобщиться к спорту.
— Как происходила эволюция фонда? Какие вызовы на прочность выдержала команда?
— За 14 лет проект прошел через множество этапов. Изначально идею разрабатывала команда из трех-четырех человек, а сегодня в штате фонда 25 специалистов, не считая внешних подрядчиков.
Серьезным испытанием стала пандемия. Полтора года мы провели без стартов, но смогли сохранить 95% команды. В 2023 году пришлось отменить два забега. Один по рекомендации городских служб из-за знойной жары. Второй — Turkistan Marathon — отменили за шесть часов до старта из-за национального траура по погибшим шахтерам.
Мы придерживаемся принципа: при отмене старта — взносы участников возвращаются. Исключением был пандемический 2020 год, когда мы смогли возместить только часть стартовых взносов, так как большинство средств уже направили на благотворительность. Все задуманные проекты завершили с поддержкой партнеров и спонсоров.
Финансовая модель и спонсоры Almaty Marathon
— Кто финансирует некоммерческий фонд «Смелость быть первым» и, соответственно, организацию Almaty Marathon?
— Начиная с первого нашего марафона мы поставили три главные цели: развивать беговую культуру, продвигать здоровый образ жизни и заниматься благотворительностью. Поэтому и стали некоммерческой организацией. Основное финансирование идет от спонсоров и взносов учредителей.
Деньги же, полученные от участников марафонов, направляются на формирование стартовых пакетов для организации забегов и благотворительных проектов. Это примерно 35% бюджета, а остальные 65% — деньги спонсоров и учредителей.
В целом, организация марафона требует больших средств. Например, общий бюджет Almaty Marathon в 2024 году (крупнейший старт в Центральной Азии) составил 616 млн тенге.
— А кто ваши главные доноры?
— Almaty Marathon поддерживают более 30 компаний, включая Kaspi.kz, Sulpak, Puma, Astana Motors, Altel и другие. В целом количество партнеров наших забегов уже превысило 90 компаний. А учредитель — научно-образовательный фонд имени академика Шахмардана Есенова.
Спонсоры помогают деньгами или продукцией. Например, компания «RG Brands». Kaspi поначалу был генеральным партнером только Almaty Marathon, а позже стал титульным спонсором других ключевых забегов: Almaty Half Marathon, Turkistan Marathon и сезонных стартов.
С 2022 года мы стали организовывать забеги в других городах Казахстана. В Астане стартовали с полумарафона Astana Half Marathon. Генеральным спонсором стал Halyk Bank — он с нами уже три года.
— Изменился ли бюджет за последнее время и в какую сторону?
— За последние годы бюджет ежегодно увеличивался в среднем на 15 %. Основной причиной роста является инфляция, колеблющаяся в пределах 10–15 % в год. Согласно данным Комитета по статистике, уровень инфляции составил 15 % в 2022 году, 14,5 % — в 2023-м, а прогноз на 2025 год — 11,8 %.
За счет постоянного роста количества участников и появления новых форматов мероприятий увеличиваются общие затраты и меняются статьи расходов в бюджете.
— Вокруг марафона периодически звучат мнения, что он поддерживается государством. Получает ли фонд прямое финансирование из бюджета, и насколько велика эта доля?
— Almaty Marathon — это независимая частная инициатива. Мы сами планируем календарь мероприятий, организовываем и проводим забеги. Но сказать, что все делаем в одиночку, было бы нечестно. Такой масштабный марафон невозможен без участия городских властей. Мы тесно сотрудничаем с акиматом Алматы: вместе продумываем маршрут, договариваемся о перекрытии улиц, обеспечиваем безопасность и медицинское сопровождение. Это сложная логистика, и без поддержки государственных служб она просто не сработала бы.
При этом важно понимать: финансовая помощь от государства — это очень небольшая часть нашего бюджета. В среднем она составляет около 2,6 %. В 2024 году она составила 16 миллионов тенге.
— Вы некоммерческий фонд, но при этом проводите масштабные и дорогие мероприятия. На чем зарабатывает фонд?
— Мало кто верит, но мы на этом почти не зарабатываем. Многие думают, что марафоны — это прибыльный бизнес. Но все совсем не так, и сделать забег рентабельным очень сложно.
По закону мы можем вести и коммерческую деятельность, если она не противоречит уставу. Но главная наша задача: развивать беговое сообщество и культуру здорового образа жизни. И эта задача в первую очередь социальная.
— Как принимаются решения, кому будет направлена благотворительная помощь?
— Фонд прошел путь от точечной помощи к системной благотворительности. Сначала мы запускали все сами и за 13 лет реализовали проекты на сумму свыше 300 миллионов тенге. С ростом величины сумм на благотворительность это становилось сложнее. К тому же мы хотели видеть более устойчивые результаты помощи.
Поэтому с 2024 года мы сотрудничаем с другими фондами. С нашим первым партнером фондом «AYALA» запустили проекты в Шымкенте и Туркестанской области: закупили оборудование для диагностики патологий у новорожденных.
Кроме того, если ранее при регистрации участники не могли добровольно внести дополнительные средства на благотворительность. Теперь же мы добавили функцию благотворительного взноса — можно дополнительно поддержать наши проекты любой суммой.
Влияние на Алматы и экономику города
— Марафон — это всегда нагрузка на городскую инфраструктуру. И алматинцы вынуждены терпеть перекрытия дорог, пробки, ограничение доступа в центр. Что получает взамен город и чем оправдано такое вмешательство?
— Almaty Marathon приносит городу ощутимую экономическую выгоду: растут налоговые поступления и развивается спортивный туризм. Например, всего за два дня марафона менее тысячи участников совершают покупки на сумму около 8 миллионов тенге. Об этом говорится в исследовании «Влияние Almaty Marathon на экономику города», проведенном независимыми специалистами в 2024 году.
Кроме того, налоговые отчисления компаний — партнеров марафона — за четыре года выросли с 318,9 до 873,9 миллиона тенге. Почти 80 % иногородних участников отмечают, что планируют вернуться в Алматы. Марафон стимулирует развитие инфраструктуры, локального бизнеса и спортивного ритейла.
Также проведение беговых стартов влияет на развитие спортивных сообществ. Сегодня в городе работают около 40 беговых клубов, вокруг которых сформировалась целая экосистема: питание, медицина, экипировка — все это поддерживает малый бизнес и туризм. В 2024 году 10% участников приехали из-за рубежа, из 62 стран, включая США, Австралию, ОАЭ, Сингапур и Малайзию.
Как устроен маршрут Almaty Marathon и почему он не меняется
— Меняется ли маршрут марафона в Алматы или он каждый год остается одним и тем же?
— У Almaty Marathon один маршрут и три основные дистанции: марафон (42,195 км), полумарафон (21,1 км) и забег-спутник (10 км). Также предусмотрены скандинавская ходьба и Экиден — командная эстафета, где марафонская дистанция (42,2 км) делится на шестерых участников.
Благодаря такому формату участвовать могут как новички, так и опытные бегуны. С самого начала мы стремились к мировым стандартам: трасса сертифицирована, результаты признаются официально, аттестация проводится каждые пять лет.
— А какие результаты показывают участники Almaty Marathon? Были ли у вас рекорды, которыми вы особенно гордитесь?
— Исторический, хотя и неофициальный, рекорд установил кениец Элиуд Кипчоге, пробежав марафон в Вене за 1 час 59 минут 40 секунд. В Алматы лучшее время — 2 часа 19 минут, но это потому, что из-за перепада высот трасса не позволяет бежать быстрее, чтобы побить мировой рекорд.
В этом плане выгодно отличается Туркестан: ровная местность и культурно значимое место, интересное как казахстанцам, так и туристам за счет своей истории и святынь.
Развитие бегового сообщества в Казахстане
— Расскажите, как сейчас обстоят дела с количеством участников. Становится ли их больше?
— Для нас важно не количество, а качество участия — чтобы люди осознанно подходили к своему здоровью. Поэтому уже много лет проводим бесплатные тренировки с профессионалами за полгода до начала каждого марафона. На каждую тренировку приходит от 120 до 150 человек — цифры показывают, что для многих подготовка действительно важна.
С 2023 года мы запустили специальную группу по подготовке к марафону. Тренировки начинаются за год до старта и проходят бесплатно. Сейчас в группе около 20 участников, которые готовятся к предстоящему сентябрьскому забегу.
В Алматы у нас есть «костяк» постоянных участников — это 3–4 тысячи активных бегунов. Про весь Казахстан сказать сложнее, но в исследовании мы ориентировались на цифру 10 тысяч человек.
В год проводим около десяти забегов. Основная часть в Алматы (Almaty Marathon, Winter Run, Copa Almaty Run, Almaty Half Marathon, Summer Relay, Tau Jarys, City Run) и по одному в Астане (Astana Half Marathon) и Туркестане (Turkistan Marathon).
— Насколько вырос интерес к бегу и здоровому образу жизни в Казахстане с момента запуска вашего марафона? По каким индикаторам вы это отслеживаете?
— Мы смотрим не только на цифры регистрации участников, но и на то, как люди живут этим событием — по репостам, сторис, постам в соцсетях. В этом году Almaty Half Marathon пробежали 10 тысяч человек, и охваты были просто огромные — миллионы.
В Астане наш полумарафон собирает около 6 тысяч бегунов. А на будущем марафоне в Алматы в сентябре 2025 года мы ждем уже 16 тысяч участников. Надо учитывать, что бегуны не приезжают одни — с ними друзья, семьи, группы поддержки. Если посчитать всех, кто приходит, то на самом деле марафон собирает не 16, а 20, а то и 30 тысяч человек.
Когда бег может быть смертельным
— Трагедия в апреле, когда на забеге скончались два человека, вызвала много вопросов. В чем была причина?
— Эти случаи показательные — два человека разного возраста и образа жизни. Молодой перспективный айтишник, увлекся бегом и участвовал в наших стартах. 84—летний аташка, который последние 35 лет ежедневно пробегал по 30 км — о нем даже снимали видеосюжеты. Оба были активны и готовились перед стартом. К сожалению, причиной смерти в обоих случаях стала тромбоэмболия.
— Не задумывались ли вы после этого о возрастных ограничениях?
— Мы провели исследование и выяснили, что причина зависит ни от возраста, ни от погодных условий — будь то жара, холод или комфортная температура. В тот день была идеальная погода для бега.
К сожалению, не существует диагностики, которая могла бы полностью исключить риски. Некоторые заболевания, например, ишемия, выявляются заранее, но наличие тромба без углубленного обследования определить невозможно. Такое обследование не делают в рамках обычной подготовки.
Но при этом мы всегда настаиваем на осознанном подходе к спорту и напоминаем, что нужно проходить медицинские осмотры, прислушиваться к организму. В течение года можно посещать наши бесплатные тренировки с профессиональными тренерами и ходить на открытые лекции с врачами-реабилитологами, опытными бегунами.
При недомогании нельзя выходить на старт или продолжать забег, но конечное решение всегда за участником.
— Где вы были в момент происшествия?
— Я была в финишном городке. Информацию я получила сразу, мы отработали по четкому плану действий на случай ЧП. Конечно, два трагических случая с разницей в 40 минут стали для нас шоком и, надеюсь, никогда не повторятся.
Как создать свою марафонскую серию
— Какие планы вы ставите перед собой?
— Мы стремимся к международному развитию, но попасть в существующие мировые марафонские серии — сложно и дорого. Изучив требования, мы решили создать собственную, с уникальной концепцией. Это TAN (Turkic Alliance of Long Runs) — первая международная беговая серия тюркских народов. По завершении всех марафонов серии бегун получает уникальную медаль и статус.
Наша цель — привлекать внимание к богатой культуре тюркских народов через бег, объединять в стремлении к новым вершинам в спорте и дарить эмоции через уникальное приключение.
На сегодня в TAN вошли марафоны Алматы, Туркестана, Самарканда, Бишкека и Баку, но это только начало. Впереди новые города, новые марафоны и, надеюсь, новые рекорды — не только на дистанции, но и в жизни.
Вам может быть интересно