Казахстанец отказался от учебы в американском вузе, чтобы развивать космический стартап. История парня из Астаны

Ерасылу Тауекелу 20 лет. Еще в детстве парень решил, что свяжет жизнь с космосом. В 7-м классе вступил в клуб ракетомоделистов, в 13 лет запустил свою первую ракету, а в 15 – стал участником исследовательской программы в NASA. На этом не остановился и продолжил изучать SpaceTech: стажировался в казахстанских космических компаниях и придумал свой стартап Delray Starlance – ПО c элементами ИИ, которое поможет предотвращать кибератаки на космическую инфраструктуру. С этой идеей попал в флагманский акселератор Antler ONE в Берлине, куда проходили отбор 16 тысяч фаундеров.

Ерасыл рассказал Digital Business, чем он занимался на программе от NASA и по какой причине ему чаще всего отказывали на собеседованиях. Также узнали, почему парень решил не учиться в Нью-Йоркском университете, хотя поступил туда, на каком этапе находится его стартап и как Казахстану стать одним из лидеров космической отрасли.

«Когда запустил первую ракету, переполняла эйфория, будто опередил SpaceX»

– C ранних лет проявлял интерес к науке: изучал разных жуков на даче, поглощал энциклопедии и документалки Discovery. А еще смотрел мультик про мальчика-гения Джимми Нейтрона, вдохновлялся его тягой к новым знаниям.

Летом часто ездил в Байгару – аул моей бабушки в Карагандинской области. Однажды до поздней ночи засиделся на старой деревянной вышке, с которой в бинокль следят за скотом, и впервые увидел звездное небо. Прямо как на картинках в интернете. Тогда почувствовал, как в сердце что-то екнуло.

После начальной школы с семьей переехали из Караганды в Астану, а в 7-м классе поступил в столичную НИШ физико-математического направления. В первый год обучения вступил в клуб ракетомоделистов, где делали ракеты из бумаги и скотча. Там встретил своего первого наставника Оралбека Назархановича, который многому меня научил.

В 13 лет, на День космонавтики в 2018 году, запустил свою первую ракету. Собрали всю школу, установили обратный отсчет, и моя смешная бумажная конструкция длиной меньше метра резко устремилась вверх на 200 метров, оставляя густой дым. Переполняла такая эйфория, будто опередил SpaceX. Тогда точно понял: это то, чем хочу заниматься.

Продолжил изучать ракетостроение и хотел конструировать космические аппараты посерьезнее. Информации, которую давал школьный клуб, мне уже не хватало. Начал создавать ракеты из картона, позже печатал их на 3D-принтере и потихоньку самостоятельно осваивал ПО для любительского ракетостроения: OpenRocket/RockSim, RASAero, ANSYS Fluent. Параллельно смотрел туториалы в YouTube, искал книги и статьи в Google Scholar, ResearchGate, писал ученым на email.

В 8-м классе начал разрабатывать исследовательские проекты в сфере космоса: от мониторинга пожаров до собственных двигателей. Показывал работы в Южной Корее, России, Японии, США, специалистам из NASA, Европейского космического агентства, Казкосмоса и казахстанским космонавтам. Удалось поучаствовать примерно в 20 научно-технологических выставках и конкурсах.

В 15 лет меня отобрали на летнюю исследовательскую программу при NASA. Из-за пандемии COVID-19 программа проходила онлайн. Был единственным участником из Казахстана среди 50 студентов из 40 стран мира. Под руководством инженеров и исследователей Johnson Space Center – одного из основных центров NASA – работали над симуляцией того, как человечество могло бы полететь на некий астероид, добыть с него ресурсы и вернуться обратно. Каждый день проходили сложные лекции, воркшопы, был день мастер-классов от действующих астронавтов. Это укрепило желание идти в космическую сферу.

«Иногда говорил, что учусь в местном университете, чтобы пройти собеседование»

– Параллельно с обучением поставил себе цель пройти стажировку в какой-нибудь космической компании. Настойчиво отправлял по несколько заявок, надоедал HR-ам в LinkedIn, а позже выходил и на инженеров.

Несмотря на отсутствие высшего образования, за 2 года смог постажироваться в различных компаниях. Например, KazAeroSpace, которая проектирует геоинформационные системы. Также практиковался в Kazakhstan Gharysh Sapary (компания, которая занимается разработкой и реализацией межотраслевых программ в сфере космической деятельности) и Ghalam (специализируется на разработке и производстве космических аппаратов) на разных позициях: от SMM-менеджера до инженера спутникостроения и специалиста по дистанционному зондированию Земли.

Проходил собеседование на позицию spacecraft engineer в японскую космическую компанию Astroscale. Однако из-за отсутствия профильного образования выбыл на последнем этапе отбора. Подавался также в зарубежные космические организации, иногда даже говорил, что учусь в местном университете, чтобы пройти дальше. Технические интервью проходил успешно, но на этапе обсуждения визы и въезда в страну мне отказывали.

На самом деле понимал, что на тот момент знаний и опыта для прохождения собеседований мне не хватало. Откликался на вакансии, чтобы познакомится с настоящим поиском работы в отрасли. Узнать, к чему надо готовиться, каких навыков пока не достает. Очень хотел работать с реальными кейсами, поэтому цеплялся за любую возможность.

Также заметил, что в Казахстане нет ивентов, где интересующиеся космосом могли бы собраться и поговорить. Поэтому во время пандемии начал организовывать бесплатные вебинары на космические темы в American Corner Karaganda. После – живые лекции в школах и университетах Астаны. Также выступал на TEDxAstana и других крупных площадках Казахстана.

«Понимал, что чем чаще буду ошибаться, тем быстрее добьюсь результата»

– В выпускном классе подавал документы в топовые мировые вузы в сфере инженерии и инноваций, а также в университеты, где есть факультеты космических технологий – Caltech, Stanford, Georgia Tech, University of Michigan и многие другие. Однако не прошел туда, куда хотел. Решил продолжить учиться на реальных проектах и параллельно подаваться в университеты еще раз.

В свободное время общался с фаундерами SpaceTech-стартапов в LinkedIn. Искал идеи для будущей космической компании и подходящие топовые акселераторы. Подавал заявки и более 30 раз получил отказ. Понимал, что чем чаще буду ошибаться, тем быстрее добьюсь результата.

Так и случилось: летом попал в новый флагманский акселератор Antler ONE, который стартует этой осенью в Берлине. Из 16 тысяч участников отобрали только 100 фаундеров. Нам нужно будет построить сategory-defining технологическую компанию: стартап, который не просто выходит на рынок, а создает или полностью переопределяет целую категорию. Победители смогут получить 500 тысяч евро инвестиций, а также токены на сумму $4 млн на ИТ-инфраструктуру  Open AI, Google, Microsoft и NVIDIA. Уверен, после Antler стану в 10, а то и в 100 раз сильнее.

Этой весной поступил на полный грант на инженерный бакалавриат в Нью-Йоркский университет (NYU) и несколько сингапурских вузов. Выбрал NYU и начал оформлять документы. Однако за день до похода в визовый центр получил оффер от Antler и сразу сфокусировался на возможности построить космическую компанию.

«Хочу задать стандарты в сфере спутниковой и космической кибербезопасности»

– Мой проект Delray Starlance разрабатывает ПО c элементами ИИ, которое поможет предотвращать кибератаки на космическую инфраструктуру. Таких случаев сейчас довольно много. Например, кейс взлома группы модемов и серверов американской спутниковой системы Viasat в 2022 году.

Компании выделяют ресурсы на борьбу с кибератаками, однако общепринятых стандартов не существует. Даже Starlink не полностью защищен от взломов: за последние 2 года исследователи кибербезопасности смогли провести 60+ случаев проникновения в их спутниковые коммуникации. А у малых или средних производителей космической техники вовсе нет времени и ресурсов на это.

Кроме того обнаружил, что основные мощности бортовых компьютеров у многих спутников уходят на саму космическую миссию, а кибербезопасность во многом обеспечивается по остаточному принципу. Поэтому специалист с опытом в теле- и радиокоммуникациях может взломать какой-нибудь уязвимый спутник, накупив электроники из TEMU и AliExpress за $300.

Уже готов MVP. Чтобы создать его, изучал книги спутниковой связи и spacecraft engineering, проводил кастдев с 20+ производителями спутников в США и Европе. Сейчас постоянно ищу и читаю исследования по данным темам, по крупинкам собираю недостающую информацию. Это очень чувствительные данные, которыми компании и эксперты напрямую не делятся и не дают подсказок.

Решение будем предоставлять наземным комплексам управления космическими аппаратами, с которых происходит управление и мониторинг спутников. Как антивирусные программы сейчас защищают компьютер от вирусов и кибератак, так и наше ПО можно будет установить на каждый наземный комплекс или спутник, и обеспечивать кибербезопасность космической инфраструктуре. Сфокусированы на софте, но в будущем хотелось бы создавать hardware-оборудование.

Своим стартапом хочу задать стандарты в сфере спутниковой и космической кибербезопасности, ведь будущее буквально в шаге от наступления космического киберпиратства. Во всем мире есть около 10 компаний, которые занимаются подобными решениями, а нашей разработки, возможно, нет ни у кого.

Планов по развитию проекта много. А именно:

  • Продолжать строить технический продукт. Очень много подводных камней в спутниковых коммуникациях, терминалах связи и кибербезопасности, по которым провожу R&D.
  • Поднять раунд от инвесторов, которые вкладывалась в крупные космические стартапы, такие как Relativity Space, Impulse Space, Astroscale и True Anomaly.
  • Выйти на первых клиентов – спутниковых производителей и наземные станции. Это долгий и сложный процесс. В начале было тяжело достучаться до них, потому что я был андердогом из Казахстана – страны, почти не представленной на космической арене. Благодаря Antler дела должны пойти лучше.
  • Построить прочный нетворк с топовыми космическими операторами, компаниями и лабораториями в Европе и США, а также с Европейским космическим агентством.

Также ко мне присоединился инвестор и основатель Eurasian Hub Ventures Нурдаулет Базылбеков — он стал стратегическим адвайзером, будет помогать с фандрейзингом и дальнейшим развитием Delray Starlance.

«Кейс Ерасыла уникален по нескольким причинам. Во-первых, в столь молодом возрасте он стал первым казахстанцем в акселераторе Antler ONE. Во-вторых, его проект – один из первых стартапов с фокусом на SpaceTech за всю историю программы от Antler. Наступает поколение первых казахстанцев, создающих собственные космические компании, подобно тому, как когда-то было поколение первопроходцев из нашего региона, открывавших путь в космос и в целую отрасль», – прокомментировал Нурдаулет Базылбеков партнерство с Ерасылом.

«У нас много молодых талантов, которые могли бы сделать страну одним из лидеров отрасли»

– Казахстан развивает отечественное дистанционное зондирование Земли и спутникостроение, а также пытается построить метеоракету. Однако мировой космический рынок далеко впереди, и мы с каждым годом теряем шансы на сокращение отставания. У нас много молодых талантов, которые могли бы сделать страну одним из лидеров отрасли. Поэтому стоит внимательно и тщательно изучать космические экосистемы других успешных государств, следить за их новостями. Никогда не помешает осмотреться по сторонам.

Без должного развития отрасли не будет прогресса и в SpaceTech-образовании. Важно отправлять наши кадры на обучение, тренировки и повышение квалификации в развитые в космической сфере страны. Ведь пока что местных специалистов довольно мало. Все массово идут в ИТ и изучают ИИ. Это не плохо, но должна быть диверсификация.

При этом, на мой взгляд, ключевой момент — воспитание лидеров в данной области. Не просто специалистов, которые выполняют задачи, а энтузиастов, первопроходцев и вдохновителей. Поясню на примере SpaceX: их сотрудники работают там не только из-за зарплат, пакета акций и прочих плюшек. Многие приходят ради большой мечты — освоения космоса. Они по-настоящему верят в то, что делают, горят своим делом и стремятся к цели.

Конечно, важно поддерживать космические стартапы из нашего региона: деньгами, оглаской, выходом на иностранных игроков. Надеюсь, что мой пример сможет вдохновить казахстанцев на создание хотя бы еще 10-20 подобных проектов. Это поспособствует появлению локального рынка и конкуренции в отрасли. А ребятам, которые хотят связать свою жизнь с космосом, могу посоветовать следующее:

– Читайте новости космической отрасли, особенно частной.
– Уже сейчас осваивайте навыки нужные космической отрасли. Не откладывайте покорение космоса на абстрактное «потом».
– Поступайте в университеты, у которых есть свои студенческие ракеты, спутники, лаборатории и SpaceTech-стартапы.
– Можете попробовать запустить свой космический стартап. Так вы получите практические знания и реальный опыт, который ни одно космическое образование вам не даст.

В любом случае, призываю казахстанцев запускать космические стартапы и готов поддержать каждого, кто бросит вызов далеким звездам.

Вам будет интересно
История алматинки, которая стажировалась в NASA
Space XNASAкосмос